Пакет документов для работы в плавсоставе с каждым годом становится толще.Морские профессии овеяны ореолом романтики. Но чтобы работать в море, моряку нужно собрать значительное количество документов, номенклатура которых с каждым годом увеличивается. В профессиональной среде многочисленные сертификаты и справки, которые моряку необходимо собрать для трудоустройства в плавсостав, получили саркастические прозвища "фантики" или "горчичники". О том, сколько "фантиков" надо собрать, и во что они обходятся, рассказывает ИА "Дейта".
Для примера возьмем рядовой состав - матросов, мотористов. Для того, чтобы поступить на такие должности в экипаж рыболовного или транспортного судна,моряк должен иметь целый пакет различных документов. Во-первых, это общегражданский и заграничный паспорт гражданина РФ. Паспорт моряка, который был профессиональным аналогом загранпаспорта, несколько лет назад был отменен. Далее, само собой, трудовая книжка. Раз в год моряк должен проходить специальную медкомиссию для плавсостава, заключение которой также входит в пакет обязательных документов. Ну и, разумеется, диплом (квалификационное свидетельство) о профессиональном образовании (для рядовых должностей - это курсы, которые длятся несколько месяцев).
Казалось бы, пока особых различий с "сухопутными" профессиями нет. Но вот тут как раз и начинаются "фантики". Помимо основного диплома, матросу, в зависимости от специализации, необходимо иметь целый ряд международных сертификатов о прохождении тренажерных курсов: БЖС (безопасность жизнедеятельности судна), ОСПС (охрана судна и портовых средств), Специалиста по спасательным шлюпкам и плотам, ПЗМ (предотвращение загрязнения моря), ТБ (охрана труда и техника безопасности на морском транспорте). И все это только матросские "фантики", для командного состава (судоводители, механики) их количество значительно увеличивается. А капитану судна, помимо основных документов, по некоторым данным, необходимо иметь целых 16 различных сертификатов и свидетельств.
Все эти сертификаты выдаются после прохождения специальных курсов. Разумеется, они не бесплатны. И время какое-то на них тоже нужно потратить. И, самое главное, эти сертификаты необходимо периодически обновлять, некоторые ежегодно, некоторые раз в несколько лет. При этом, по словам специалистов, стандарты в этой области обновляются едва ли не ежегодно, так что морякам регулярно приходится получать новые документы или переоформлять старые.
- Постоянно выдумывают какие-то новые требования. И только попробуй, забудь оформить или переоформить какую-то бумажку - останешься на берегу, - рассказывает моторист Дмитрий П. из Владивостока. - Вот недавно придумали какую-то "справку о несудимости", приходится бегать, оформлять. Пока непонятно, если у человека была судимость, ему что, теперь в море работать нельзя?
И только после того, как моряк добудет необходимое ему количество "фантиков", он может направить через своего работодателя пакет документов в администрацию морского порта, для получения Удостоверения личности моряка и Мореходной книжки. Эти документы выдаются на пять лет, они частично выполняют функции "старого" паспорта моряка, в частности, содержат данные о служебном положении моряка на судне.
По некоторым данным, стоимость оформления полного пакета документов, необходимых для моряка рядового состава, составляет от 40 тысяч рублей, из них стоимость сертификатов о прохождении тренажерных курсов - порядка 15-20 тысяч. Для командного состава эти расходы, соответственно, еще выше.
Справедливости ради следует отменить, что перемены и нововведения в этой области документов не всегда негативны. Так, если ранее "приписать" моряка к судну могла только администрация морского порта, то сейчас это делает работодатель, что, безусловно, упростило процесс оформления документов.
- Требования в части периодического переоформления некоторых сертификатов являются, на мой взгляд, избыточными, - считает член Дальневосточного научно-промыслового совета Александр ПЕРЕДНЯ. - Если моряк прошел профессиональную подготовку, имеет квалификационное свидетельство, работает по специальности, ему нет необходимости раз в несколько лет доказывать, что он не забыл то, чему его учили и что он постоянно делает в море. Почему люди должны постоянно доказывать, что они имеют право работать по своей профессии? Регулярного подтверждения требуют, разве что, документы о состоянии здоровья. Это действительно важно.
По словам директора компании "Интеррыбфлот" Руслана ЗАКРЕВСКОГО, из-за "бумажных" проблем нередко возникают проблемы реальные.
- Разумеется, экипажи судов всегда формируются заранее, но от форс-мажора никто не застрахован, - пояснил Руслан Закревский. - К примеру, за пару дней до отхода выясняется, что кто-то не может пойти в рейс, например, по семейным обстоятельствам или из-за внезапной болезни. Мы находим специалиста на замену, а у того не хватает какого-либо сертификата. И если моряк не успевает пройти необходимый курс подготовки и получить необходимое ему свидетельство до отхода судна, то ничего не поделаешь. Доходит до того, что по этой причине приходится откладывать выходы судов.
И эксперты, и участники рынка сходятся во мнение, что процедура требует оптимизации.
- Капитану судна необходимо иметь 27 документов, из них 4 для трудоустройства и 23 для выхода в море, - говорит начальник службы безопасности мореплавания РК "Восток-1" Андрей КОНДРАТЮК. - Становится очевидным, что назрела необходимость оптимизации существующей системы документов моряка. В идеале это может быть некий единый документ, дающий право работать по той или иной специальности или группе специальностей в плавсоставе.
РИА "Дейта.ру"
|