… С какими трудностями сталкиваются камчатские рыбопромышленные предприятия в своей работе и почему бюрократические препоны заставляют некоторых из них менять "прописку" на родном берегу на другие регионы - эта тема остается животрепещущей на Камчатке. Однако признаемся честно: далеко не все рыбаки хотят говорить на эту тему. Или поговорить-то хотят, но выносить свое мнение на общее обсуждение не желают. Или боятся… Наверное, потому, что неизвестно к чему может привести такая гласность. Поэтому многие рыбопромышленники высказываются - но анонимно.
Одна из таких бесед прошла у меня недавно. Рыбопромышленник, представитель небольшого предприятия, в разговоре подтверждал тот постулат, что "рыбаки и чиновники говорят на разных языках", говорил о том, что на Камчатке "идет крышевание собственного рыбного бизнеса", рассказывал о бумажной волоките, которая возникает тогда, когда необходимо отправить рыбу за границу. Но немалое возмущение, можно даже сказать, негодование, у этого предпринимателя вызывает ситуация с таможенным оформлением … тары.
Собственно, для рыбаков это не новость. Ситуация возникла еще в 2014 году, когда таможенные органы на Дальнем Востоке отказались рассматривать упаковку как припас, вынуждая рыбаков декларировать тароупаковочные материалы в таможенной процедуре экспорта либо реимпорта.
Деньги можно выжать из мешка и из коробки
Эта проблема года полтора назад была на острие пера у местных журналистов. И подробно ее описал журналист Кирилл Маренин в статье "Мешок на голову, и - в море". "Тароупаковочные материалы (мешки, картонные коробки, обвязочные ленты и т. д.) - неотъемлемая часть производства на рыбацком флоте. Без них невозможно транспортировать рыбную продукцию, сохранить ее качества и товарный вид. Они необходимы для эксплуатации рыболовного судна так же, как топливо, продовольствие, орудия лова. Все это, по логике, должно относиться к судовым припасам. Так и было раньше. Однако с 2014 года таможня считает тарный материал товаром, что ставит процесс подготовки судна в рейс с ног на голову. Ведь судовой припас декларируется в упрощенном порядке, а товар должен проходить процедуру декларирования полностью с уплатой таможенных платежей. Допустим, компания закупила тарный материал за рубежом. При ввозе в Россию его декларируют, платят за него как за импорт. Затем, когда тару грузят на судно, ее надо декларировать как экспорт и платить. В рейсе она, как правило, расходуется не полностью. Возвращаясь в порт, судно привозит ее остатки. Если фирма смогла доказать, что это та же самая тара, за которую уже уплачено, то считай - повезло. Но чаще происходит обратное: тару снова надо декларировать как импорт, и снова - платить".
Кстати, отчеты таможни о таких импортах-экспортах тары потом входят в общие цифры по поводу импортирования и экспортирования товаров Камчатского края. И мы потом их видим в официальных статистических данных? Впрочем, это совсем другая тема.
Так вот, есть на Камчатке рыбопромышленные компании, которые, не соглашаясь с таможней по поводу тары, судятся и судятся с ней. Суды длятся долго, и доходят вплоть до Верховного суда. Вам еще кажется, что проблема мешка вытрушенного не стоит? Выходит, что не так…
Рыбаки борются
"Фирмы, которые не побоялись судиться с таможней, отстаивали не только свои интересы, но и интересы всего рыбацкого сообщества. Их усилия многого стоят. И все же этого недостаточно. Ведь таможня продолжает гнуть свою линию" - писал К. Маренин в феврале 2015 года ( "Мешок на голову, и - в море"). В своей публикации он высказывал надежду, что за рыбаков решили вступиться Ассоциация добытчиков минтая и Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров. И это на самом деле было так. В июне 2015 года представители АДМ и ВАРПЭ провели встречу с заместителем начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля. "Мы видим, что таможня тоже озабочена проблемой с оформлением тары и упаковки на рыбопромысловом флоте и готова искать и предлагать варианты ее решения. Мы договорись подумать, как эту проблему решить совместно", - сообщил президент ВАРПЭ. Встреча проводилась в рамках исполнения поручения, которое дал заместитель председателя Правительства РФ - полпред президента в ДФО Юрий Трутнев, - принять меры по обеспечению благоприятного режима оформления этой категории товаров" ( "ФТС и рыбаки в поисках компромисса по упаковке").
Воз и ныне там…
Возможно, какие-то шаги предпринимаются, но если открыть сайт Арбитражного суда Камчатки, то можно заметить, что споры по поводу упаковки не утихают. С таможней по этому вопросу судятся, начиная с 2014 года. К примеру, судился "Акрос", а ООО "Роскамрыба" судилось и в 2014, и в 2015, а в феврале 2016 также подало иск все по тому же вопросу о таре ( дело А24-529/2016). Причем, иск компания подала зимой, дело крутится в суде по разным причинам уже три месяца, и следующее заседание назначено на 2 июня 2016 г. Очевидно, что люди пошли на принцип и будут бороться.
Многолетние неразрешенные проблемы
Тем временем, эксперты считают, что в дальневосточной рыбохозяйственной отрасли обострились давно назревшие многолетние проблемы между рыбаками и государством. И речь идет далеко не только о таре. "- Логика действий фискальных органов вполне понятна. Их основная задача - увеличивать поступления в бюджет в нынешних непростых экономических условиях. Но, в данном случае, государство может нечаянно "зарезать курицу, несущую золотые яйца", - считает эксперт, член Дальневосточного научно-промыслового совета Александр ПЕРЕДНЯ. ( "История с "Доброфлотом" должна стать прецедентом - Александр Передня").
Что же сейчас делать рыбопромышленникам, у которых и без декларирования тары забот полон рот? Мой собеседник, пожелавший остаться неизвестным рыбопромышленник, ответил так:
- Многие из нас смирились - не хотят лишней волокиты и платят. В нашей компании хорошие юристы, и мы будем бороться: подавать в суд, добиваться аппеляций… Примеры есть, когда рыбные компании выигрывали дела в суде именно по вопросам тары. Значит, выиграем и мы. Только времени на это уйдет, конечно, много…
Любовь Федорова
Рыба Камчатского края
|