Во всех бедах России всегда виновны дороги и дураки. А понятие дурак в народной мудрости очень конкретно: "Я начальник - ты дурак, ты начальник - я дурак".
Как же ситуация выглядит на сей раз?... Свое видение проблемы бегства с Камчатки рыбопромышленных компаний предлагает Россельхознадзор.
Время и деньги
К примеру, выступавшие на нашем портале представители Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Евгений Кабанов и Сергей Красильников, помимо прочих, вспомнили и о функциях Россельхознадзора. "…Два года назад губернатором создавалась рабочая группа по повышению привлекательности порта Петропавловск-Камчатский. И по этому поводу Союз рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки составлял аналитическую записку. В том числе, в ней мы приводили примеры работы еще одной надзирающей структуры - Россельхознадзора. Один из документов в качестве приложения к этой аналитической записке - переписка руководства ЗАО "Акрос" с местным управлением Россельхознадзором (рассматривается ситуация ноября 2012 года). Из рабочей записки СПРК: "Шесть раз генеральный директор ЗАО "Акрос" только письменно обращался к руководству Камчатского управления Россельхознадзора о недопустимости проволочек с оформлением, так как это влечет немалые финансовые потери предприятия из-за простоя транспортных судов, срыва графика поставки судов покупателю, что грозит уплатой неустойки и дискредитацией имени поставщика в глазах партнеров по ВЭД. В итоге по вине Россельхознадзора предприятие понесло убытки за простой в течение 23 судосуток трех транспортных судов. Вопрос излишен, какой порт предпочтет в следующий раз ЗАО "Акрос" для оформления продукции - Петропавловск-Камчатский или Владивосток" ( "Если он уйдет - это навсегда…Рыбный бизнес продолжает покидать Камчатку").
По поводу ветеринарных служб на Камчатке высказался и генеральный директор рыбодобывающей компании ООО "Поларис" Владимира Латынцев. ( Владимир Латынцев: "Нужно ли рыбакам такое "счастье"?") "… Ветеринарные справки по результатам исследования продукции на Камчатке можно получить только в течение 15 дней. Та же самая услуга во Владивостоке предоставляется в течение 3-4 рабочих дней, и цена этой услуги на порядок дешевле. Можно много говорить о том, что Камчатская ветеринарная лаборатория - единственная в нашем крае, с очень устаревшим оборудованием, но это же не оправдание! Предприниматели ведь заинтересованы в получении услуги в более быстрые сроки и на более выгодных условиях, а на Камчатке, получается, навязывают невыгодные услуги, как по времени, так и по цене, под оговоркой, что иных услуг нет, что тоже имеет большое значение".
Россельхознадзор - не барьер рыбопромышленному бизнесу?
Сегодня мы публикуем интервью, данное Леонидом Решетцовым ( ныне - руководитель управления Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу) газете "Камчатский край" в марте 2014 года на тему проблемы судозаходов в порт Петропавловска. Пусть вас не смущает дата выхода этой статьи. Несмотря на то, что за эти два года многое что изменилось в жизни края, проблемы взаимодействия контролирующей службы и рыбопромышленников и на сегодняшний остаются. Кроме того, в этом интервью описана ситуация с судами "Акроса", задетая в выступлении представителей СРПК.
Конечно, время вносит свои коррективы - и спустя два года после публикации этого интервью назрели новые вопросы у Россельхознадзора к рыбному бизнесу. Но о них мы поговорим отдельно: уже есть договоренность об интервью с представителями Россельхознадзора в начале мая. Следите за публикациями на нашем сайте!
А пока - интервью Л.И.Решетцова о проблеме судозаходов.
Мимо камчатcкого берега
В правительстве края 21 марта прошло заседание совета в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Первым вопросом обсуждалась проблема государственного контроля продукции и водных биоресурсов. Стал заметен возросший интерес камчатских чиновников к сфере федерального контроля. 2 недели назад под председательством губернатора края прошло совещание по схожей проблеме. Ключевым стал вопрос о ситуации с судозаходами в Петропавловский морской торговый порт. Среди участников совещания были руководители региональных управлений Россельхознадзора и Роспотребнадзора, Росрыболовства и погранслужбы, а также Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки (СРПК). Рыбопромышленники заявили, что их права ущемляются, создаются избыточные административные барьеры. На совещании было принято решение создать рабочую группу для выработки конкретных решений, ведь у каждой стороны - свое мнение. Мы решили выяснить, согласны ли надзорные органы вести конструктивный разговор на эту тему, и встретились с заместителем руководителя управления Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу Леонидом РЕШЕТЦОВЫМ.
- Леонид Иванович, ваша структура готова идти на компромисс и облегчить рыбакам процесс получения различных справок и разрешений?
- В настоящее время сложилось мнение, что простои судов связаны с задержкой в выдаче ветеринарно-сопроводительных документов. В этом состоит, пожалуй, основная претензия, озвученная на совещании зампредседателя СРПК г-ном Кабановым. Дело в том, что такие документы выдают два ведомства. Это Агентство по ветеринарии Камчатского края и наше управление Россельхознадзора. На долю Агентства приходится намного больший объем сопроводительных документов. В частности, Агентство выдает ветеринарные свидетельства формы №2 на всю рыбопродукцию, которая уходит за пределы Камчатки и следует в другие регионы РФ, а также справки на перемещение продукции животного происхождения внутри региона. Ветслужба края сама устанавливает срок выдачи справок, и он может составлять от 6 до 15 дней. Агентство по ветеринарии находится в прямом подчинении губернатору края, и мы не можем никак повлиять на их финансово-хозяйственную и организационную деятельность. Если административные барьеры подразумевают под собой затрачиваемое время на получение этих ветеринарно-сопроводительных документов или их оплату, то в этой части должно ответить Агентство, но их представителей на совещании не было.
Мы, в свою очередь, выдаем документы взамен ветеринарного свидетельства формы №2, которое предприниматели приносят к нам. В течение 15-30 минут мы выдаем сертификаты соответствующей формы и образца, чтобы продукция была отправлена на экспорт.
В своем выступлении на совещании г-н Кабанов напрямую связывает снижение судозаходов с незаконным удержанием судов при оформлении грузов. Он утверждает, что в 2012 году мы задержали на 10 суток одно из судов "Акроса". Внутренняя проверка по этому эпизоду никаких нарушений не выявила. "Акрос" в суд не обращался. Если бы нарушение было, это предприятие, полагаю, не упустило бы возможность отстоять свои права в суде. И на этом одном примере г-н Кабанов делает вывод, что существует налаженная система, которая мешает судозаходам. По одному случаю делать такие выводы некорректно. В 2012 году управление оформило 721 судно, при этом жалоб и обращений в суд ни от кого не поступало.
- Как обстоит дело с оформлением рыбопродукции в период лососевой путины, когда каждый день на счету?
- Да, каждый день задержки лососевой путины может быть чреват серьезными потерями для предпринимателей. Чтобы исключить такие случаи, мы уже на протяжении последних 4 лет в начале года собираем заявки от рыбопромышленников о том, в каких местах они собираются выставить свои суда для приемки и переработки рыбопродукции и туда же направляем в командировки наших специалистов. Это помогает исключить холостой пробег судов от портопункта на западе или востоке полуострова до Петропавловска. На сегодняшний день поступила только одна заявка - от Ассоциации рыбопромышленных предприятий Усть-Камчатского района. Большинство откладывают до начала путины, а затем начинается аврал.
Кроме того, по просьбе администрации края мы открыли свой пост в Северо-Курильске. Тем самым избавили рыбопромышленников от необходимости получения разрешения по сложной схеме. Раньше необходимо было отправлять морем документы в Петропавловск или лететь на Сахалин, а затем в Петропавловск. Считаем, что это положительный момент, тем более что сделать это было не совсем просто. Мы пошли на эти затраты, просьбу рыбопромышленников выполнили.
- Почему, на ваш взгляд, другие порты Дальнего Востока более привлекательны для рыбопромышленников? Может, там проще система контроля, и они не несут вынужденные убытки в результате простоя при оформлении разрешений?
- Что касается данных, которые приводит г-н Кабанов об увеличении в несколько раз судозаходов в дальневосточные морские порты и, в частности, в Северо-Курильск (в 29 раз), не совсем понятно, на что он опирался. По официальной информации Росграницы количество заходов в Северо-Курильск в 2011 году составило 228, в 2012 году - 214, в 2013 году - 142. Почему пароходы уходят на Приморье? Мне кажется, что здесь очень сильна экономическая составляющая: цены на обработку груза значительно ниже (на Камчатке самые высокие), удобная логистика и т.д.
Наша деятельность, по моему убеждению, не влияет на выведение таких больших компаний, о которых шла речь, как "Акрос", "Камчатимпэкс", "Камлайн" с территории Камчатки. Очевидно, что приобретались эти компании с целью получения квот на вылов ВБР. И с первых же дней после приобретения компаний новыми хозяевами, сахалинскими, мурманскими, сразу начинали распродаваться непрофильные активы, в том числе и социально-значимые объекты, а впоследствии они начали продавать флот и уходить на Сахалин и в Приморье.
Проблема уменьшения судозаходов малых и средних судов мне видится в другом. 27 декабря 2013 года вышло распоряжение правительства Камчатского края №840-РП. Этот документ позволил доставлять уловы на все российские суда и во все морские порты страны. Тем самым улов теперь можно не сдавать на берег, можно перегружать в море и гнать пароход в порт совсем не обязательно. Огромное количество улова и, соответственно, судов теперь проходит мимо камчатского берега. И оперативность оформления ветеринарных документов, в отсутствии которой нас упрекают, явно не истинная причина проблемы. Такая позиция действительно удивляет. 3 года назад на совещании под председательством бывшего заместителя губернатора Третьяковой руководитель Агентства по ветеринарии Марина Ништа вышла с инициативой о необходимости обратиться в управление Россельхознадзора по Приморскому краю с просьбой доставлять рыбопродукцию в порты Приморского края без заходов в порты Камчатки. Эта инициатива была поддержана правительством края. Но по действующим тогда нормативным актам это оказалось невозможно - все суда, осуществляющие прибрежный вылов, обязаны были касаться берега. Сейчас никаких ограничений нет, и предприниматели принимают для себя экономически выгодные решения, увозят рыбопродукцию из района промысла сразу в Приморье.
Насколько реже суда теперь заходят в порт Петропавловска, говорят и наши данные. С 1 декабря 2012 года по 10 марта 2013 года нами оформлено 38 тысяч тонн рыбопродукции на экспорт, за аналогичный период 2014 года - 5 тысяч тонн. Это говорит о том, что добытая рыбопродукция не идет на камчатский берег. При этом наши требования по оформлению документов по сравнению с прошлым годом не изменились. Снижение наблюдается и при оформлении вывоза рыбопродукции в другие регионы РФ: в начале 2013 года - 8,5 тысячи тонн, в нынешнем году - 4 тысячи тонн.
- И все же… Возможно ли обойтись меньшим количеством справок?
- Во-первых, существует перечень необходимых документов, он определен законом и нормативными актами, и для всех регионов РФ он одинаков. За последние 2 года список был сокращен, в том числе и по нашему предложению. На совещании звучало высказывание, что инспектор по своему усмотрению может предъявить те или иные требования к представлению документов. Это не соответствует действительности. На сайте нашего управления есть этот перечень, и ничего другого мы не требуем.
Во-вторых, здесь произошло некоторое искажение информации, и на обсуждении это было очевидно. Совещанию предшествовало обращение СРПК к министру рыбного хозяйства Камчатского края В. Галицыну. Вопросы, связанные с представлением рыбопромышленниками дополнительных документов, были связаны с прохождением контроля в Приморском крае. Мы не требуем от рыбопромышленников документов, подтверждающих законность добычи рыбопродукции. Самостоятельно упрощать процедуру мы не вправе, потому что она определена соответствующими законными и подзаконными актами, изменения которых не в нашей компетенции.
- Насколько вы можете контролировать своих сотрудников при исполнении полномочий - человеческий фактор никто не отменял?
- Во-первых, сотрудники Россельхознадзора являются госслужащими и несут персональную ответственность за попытку совершить коррупционное правонарушение. Во-вторых, мы сразу же реагируем на нарушения. Их немного, но ни одного случая не оставлено без внимания, проводим служебные проверки, применяем дисциплинарные взыскания, вплоть до увольнения. Для того чтобы исключить возможность осуществить преступный умысел, на проверку предприятий ходят по 2-3 сотрудников. Кроме того, у нас заключены договоры с правоохранительными органами (ФСБ, УМВД) о совместных проверках и рейдах, чтобы максимально исключить возможность сговора.
- Каким может быть выход из сложившейся ситуации?
- Закон регулирует взаимоотношения в соответствии с текущим моментом времени. Если нормативные акты не соответствуют требованиям жизни, вероятно, следует их пересматривать. Это задача Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки. Наверное, г-ну Кабанову надо выходить в правительство РФ, Госдуму с предложениями изменить нормативные акты, нужно создавать законодательную инициативу. У них для этого есть ресурсы. Мы - госслужащие, мы не в праве этим заниматься. Все возможное в этой ситуации мы делаем, готовы к конструктивному диалогу.
Элла Ведюн
Рыба Камчатского края
Газета "Камчатский край"
|