"Рыба Камчатского края" продолжает поднимать актуальную для нашего региона тему - почему рыбопромышленные компании покидают Камчатку. Что нужно сделать для того, чтобы бизнес оставался здесь, вкладывая средства в развитие своего, а не чужого края? И что этому мешает?
На эти вопросы сегодня отвечает генеральный директор Акционерного общества "ЯМСы" Михаил Галахин.
Пытаясь разобраться в проблеме, почему предприятия рыбной промышленности покидают наш регион, сейчас много говорят о роли чиновников. Однако не надо забывать , что государственные служащие подчиняются правилам, инструкциям, регламентам, и т.д., т.е. люди подневольные. В любой стране мира чиновники должны соблюдать предписанные правила. И они не могут поступать сегодня так, а завтра вот эдак. Да, они подчиняются закону, но опять же: к любому делу можно подходить разумно, а можно - безумно. Пример: высадка десанта с вертолета на судно фирмы "Доброфлот" (Приморье), чтобы проверить документы. А вообще-то, проверка документов - это дело 15-20 минут, но никак не войсковая операция.
Протокол ради "галочки"?
Никто не будет спорить, что эффективность работы пограничников - не в крючкотворстве, а в реальных задержаниях нарушителей? А мы же порой сталкиваемся с абсурдом. На примере нашей компании АО "ЯМСы". Мы в работе стараемся соблюдать все правила, требования и законы. И вот недавний случай с требованием прохождения контрольных точек. Вопросы вызывает вообще нужность их существования: рыба сейчас везется в Россию, таможится здесь, проверяется здесь, но приказ существует и действует. В настоящее время мы имеем административное дело по следующему вопросу. Судно работало в территориальных водах, для перестраховки капитан уведомил о прохождении контрольной точки (но не за 24 часа, как положено, а чуть раньше). Точку он эту прошел, никого там не было. Инспекторы пограничной службы увидели зацепку в несоответствии времени. И началось! Капитан государству не нанес никакого ущерба, но 20 тысяч рублей штрафа заплатил. За что?
Но давайте поспорим: если вы такие суровые и правильные, то должны стоять в этой точке круглосуточно, нести службу, фиксировать все нарушения. Далее: если ущерба государству не нанесено, почему сразу штраф, почему нет такого понятия, как предупреждение?
Вообще, складывается такое ощущение, что инспекторы должны выполнить некий план по количеству протоколов в день, причем, по поводам, которые не стоят выеденного яйца. Не надо гнаться за количеством протоколов по ничтожным поводам, составленных ради галочки, по делам, которые в дальнейшем перспективы иметь не будут. Это же трата времени и государственных денег, между прочим! В море есть грубейшие нарушения закона, преступления, никто не спорит. Так ловите те суда-браконьеры, которые воруют краба, рыбу, ловите нарушителей госграницы!
Рыбаки - не враги!
И вот такое отношение к рыбакам, как к априори врагам, и заставляет людей уходить отсюда. По большому счету, крупных рыболовецких компаний на Камчатке - не более пяти- шести. Если они уйдут, что будет делать пограничная служба? А уйти легко, и по времени это займет немного - неделю. И вот если завтра какая-либо из крупных компаний перерегистрируется во Владивостоке, то все налоги от ее деятельности будут уходить именно туда. Флот может базироваться здесь, и управление тоже.
Крупная компания, имея большой опыт работы и штат профессионалов, в том числе, и юристов, может еще поспорить с контролирующими структурами, доказать свою правоту, а мелкому и среднему рыбному бизнесу бороться трудно. Те, кто работает, соблюдая законы, открыты, но все мы - люди, и от ошибок никто не застрахован, - и получается, проще наказать тех, кто честно работает, чем тех, кто браконьерит, скрывается и т.д.
О привлекательности порта Петропавловск
Мое мнение такое, что не порт Петропавловск такой плохой, здесь есть свои плюсы и свои минусы. Основные претензии к работе нашего порта - это волокита, долгие оформления на рейде. С Россельхознадзором конкретно у нашей фирмы проблем особых нет. Хотя тоже случаи бывают, когда представители этого ведомства затягивают с лабораторными исследованиями рыбы.
Есть претензии к новым правилам по поводу лоцманской проводки по Приказу Минтранса России 2015 года. Никогда в петропавловском порту не было этого, только для иностранных судов и судов с опасным грузом. Если вводится такая услуга, она должна быть обеспечена полностью, правильно? А ведь доходило до маразма: мне звонят из порта и говорят: "Уважаемый директор, предоставьте нам катер, мы привезем вам лоцмана!". То есть и транспорта нет, и самих лоцманов не хватает. У нас как-то был случай, когда у входа в бухту в течение двух часов сконцентрировались семь судов нашей компании и каждый заказал лоцмана. Конечно, через какое-то время было разрешено идти в порт без лоцманского сопровождения…
Я считаю, что вопрос надо решать глобально. Если Владивостокский порт делается свободным и к нему присоединяются порты Сахалина, Камчатки, значит, надо делать его по примеру, скажем, Кореи.
Рыба - специфический продукт. И она имеет свойство портиться. Однако это - проблемы рыбаков, и контролирующих органов они не интересуют. Представляете, как проще бы жилось рыбному бизнесу, если бы все эти процедуры выполнялись так, как в Корее. Там оформление занимает минут 30. Почему? Может быть, потому что там нас априори воспринимают, как законопослушных граждан, а здесь - априори как нарушителей. Вспомним пример южнокорейского Пусана: за 20 лет благодаря российской дальневосточной рыбной промышленности он из деревни стал мегаполисом. Они за каждый российский пароход до сих пор трясутся! Они понимают, что это деньги, и поэтому здесь предоставляются все услуги - снабжение, судоремонт, и т.д. Привлекателен ли порт Петропавловск в этом плане? Судоремонта, к примеру, здесь нет никакого, а мы бы с удовольствием ремонтировались здесь.
И все-таки она - наша…
Почему же все-таки рыбный бизнес, несмотря на все проблемы, остается на Камчатке? Наверное, потому, что многим не хочется отсюда уходить - это родные места, где столько лет прожито, да и патриотические чувства тоже есть. Мне кажется, надо менять отношение к рыбакам, понимая, что они не преступники, что их работа - это налоги, на которые живет регион в целом, да и те же контролирующие структуры, в частности. Не будет на Камчатке рыбопромышленного бизнеса - и что здесь останется?
Любовь Федорова, наш соб.кор
Рыба Камчатского края
|