Разговор о совершенствовании правил рыболовства проходит в конструктивном ключе.
Этого мало?
Непосвященному человеку с материка, наверное, было бы странно и дико слышать дискуссию о каких-то «рыбьих хвостах», витающую сегодня в сахалинском обществе. А для нас этот вопрос – живой и насущный.
Не потому, что мы без этих хвостов помираем с голодухи. И не потому, что рыбы в магазинах мало, или она недоступна по цене. Нет, здесь важен другой момент, психологический: есть ли у нас право хоть немного брать себе от богатств островного края, или мы здесь навечно бесправные гости.
В этом смысле бальзамом на души сахалинцев легла инициатива нового руководителя области Олега Кожемяко, которая дает каждому возможность легально поймать на удочку до трех штук горбуши в день.
Но не приходится удивляться, что кому-то и этого показалось мало. Почему только три рыбины? Почему только в отведенных местах? Зачем нужно всякий раз брать разрешение?
Островные власти поясняют: мы еще в начале пути. Теперь важно не останавливаться, а закреплять успех, вырабатывать дальнейшие направления развития совместно со всеми, кто в этом заинтересован. Одна из встреч, посвященная как раз этому вопросу, прошла на прошлой неделе в Южно-Сахалинске. В ней приняли участие как ответственные чиновники в лице заместителя председателя правительства Сахалинской области Игоря Быстрова, так и представители рыбацкой общественности, руководители компаний, рыбаки-любители, журналисты, публицисты и ученые.
Справедливые вопросы
– Мы ничего нового не придумали, – объяснил И. Быстров. – Еще в 1976 году было принято постановление правительства СССР о создании условий для отдыха населения. Одним из элементов была организация лова ценных видов рыб, к которым тогда относилась горбуша.
В то время рыбу тоже разрешалось ловить по путевкам от рыбоохраны, но плата была символической – на уровне стоимости бланка. С выходом закона о рыболовстве в 2004 году бесплатного лова по путевке не стало. Любительское рыболовство за деньги – пожалуйста, а вот просто так пользоваться морскими ресурсами нельзя.
Тем временем горбушу уже на протяжении ряда лет вряд ли можно отнести к ценным видам рыб, считает зампредправительства, потому что в сахалино-курильском бассейне ее улов достигает 120–150 тыс. тонн в год. Это в три раза больше, чем вся остальная наша разнорыбица вместе взятая – корюшка, камбала, голец и так далее.
– Согласитесь, о каких ограничениях можно говорить, если мы добываем до 1,5–2 тыс. тонн корюшки азиатской, хотя ученые рекомендуют 250–300 тонн? – разводит руками И. Быстров. – Почему ее можно ловить? Ведь это тоже анадромный вид. А горбушу, которая есть везде, свободно ловить нельзя.
Таких вопросов, справедливых и не получающих благополучного разрешения, еще много. Увы, изменить ситуацию сразу и бесповоротно невозможно. Не могут областные власти просто взять и пойти против федерального закона. Действовать приходится в рамках существующего правового поля, пядь за пядью отвоевывая интересы региона.
Надо менять
Именно поэтому некоторые вещи сегодня могут выглядеть абсурдно.
– Если сейчас я должен брать путевку для лова горбуши на берегу моря, а путевка бесплатная, то я не вижу смысла в этой путевке вообще, – эмоционально восклицает публицист и эксперт по любительской рыбалке Михаил Бугаев. – Это что – работа для чиновников, выдавать бесплатные путевки?
При этом он всецело выступает за то, чтобы ограничить лов на реках, в устьевых зонах. Но там, где большого ущерба природе не наносится, рыбалка на удочку должна быть свободной.
Разве это не здравый взгляд? Областные власти подтверждают: совершенно здравый. И при этом, к изумлению и прискорбию, мало реалистичный. Пройдет еще немало времени, прежде чем удастся развернуть законодательство в пользу «маленького человека».
Ведь если сегодня в законе написано, что ловить можно только с путевкой, то все остальное будет противозаконно. Что тут можно сделать? Или изменить закон, или дать человеку путевку на законных основаниях, но бесплатно. Если первое – задача долгосрочная с неясными перспективами, то второе по силам областному правительству уже сейчас.
– Мы живем в правовом государстве и решаем задачу в том ключе, в котором можем себе позволить, – объяснил И. Быстров. – Есть слово «путевка» в правилах рыболовства, и мы играем на этом, чтобы дать возможность человеку быть честным при пользовании природными ресурсами.
Теперь человек, который хочет просто отдохнуть в воскресный день на природе и поймать на удочку рыбку-другую, может не опасаться «нездорового» внимания со стороны рыбоохраны. У него есть документ, законное разрешение.
Ну а чтобы такое абсурдное положение ушло в прошлое, закон надо менять. Эта работа ведется уже сейчас:
– Изменения в законодательстве – долговременный процесс, и мы его на сегодняшний день ведем в интерактивном режиме. По поручению губернатора начали разговор с рыбаками-любителями, с экологами – людьми, которые лучше других знают ситуацию с любительским рыболовством. Начало положено, – считает И. Быстров.
Хотеть не вредно
А желаний и предложений у сахалинских рыбаков-любителей – еще множество.
Но прежде всего, говоря о правах населения, нельзя забывать и об обязанностях. Об ответственности человека перед природой. К сожалению, сегодня преобладает сугубо потребительское отношение. Как подчеркнул И. Быстров: создавая условия для обычных людей, нужно не дать при этом «зеленый свет» браконьерам.
И если общественники сегодня предлагают ввести удостоверение рыбака-любителя, чтобы человек на законных основаниях мог вылавливать разрешенный объем рыбы, то это вовсе не означает, что такое удостоверение будет давать право на вседозволенность.
Рыбак-любитель должен сдать экзамен, где подтвердит, что может действовать, не нанося большого ущерба природе. Ведь настоящий хозяин – не тот, кто произвольно забирает у природы, а тот, кто умеет рачительно распоряжаться общим достоянием.
Есть и предложения, которые выглядят сегодня несколько радикально. Например, президент клуба «Сахалин дайвинг» Владимир Бардин считает, что можно разрешить ловлю не только удочкой, но и сетью, если рыбак при этом не нарушает других норм. Власти готовы проработать этот вариант, однако для начала только под эгидой организаций, которые занимаются рыболовным туризмом. Чтобы, опять же, не вызывать соблазна у браконьеров.
Игорь Быстров обозначил перед общественниками реальные направления работы, которую можно провести уже в текущем году. От путевок отказываться сейчас нельзя, чтобы не провоцировать вмешательство прокуратуры, но их можно совершенствовать. Забегая вперед, скажем: рабочая группа уже собирается и вырабатывает совместные решения.
И на вопрос о том, можно ли инициировать сахалинский региональный закон о любительском рыболовстве, зампредправительства ответил уверенно: «Это следующий этап».
РИА «Сахалин и Курилы»
|