Краевое государственное бюджетное учреждение "Региональный центр развития энергетики и энергосбережения" Директору Семчеву В.А.
Уважаемый Владимир Андреевич!
1. Вероятность низкого тарифа от Жупановских ГЭС
Цитата:
"После возврата заёмного капитала (на Жупановской ГЭС-1 этот срок рассчитан 17-28 лет от начала строительства в зависимости от условий кредита, в случае государственного финансирования -10 лет), цена электроэнергии ГЭС = себестоимости + амортизация и для Жупановской ГЭС-1 составит 2 руб. квт*час в современных ценах, а после окончания срока амортизации (40 лет) цена квт*час будет равна себестоимости: для Жупановской ГЭС-1 это 0,24 руб. ( см. ДОН)"
На заседании Инвестиционного совета в Камчатском крае, состоявшемся 16 июня 2015 г., ВРИО Министра ЖКХ и энергетики Камчатского края Мурзинцев В. Ю. в своем докладе (опубликованном на сайте kamgov.ru) озвучил следующие цифры, касающиеся тарифных последствий строительства Жупановской ГЭС-1 для потребителей Камчатского края:
| 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 |
Заработная плата | 46,00 | 48,00 | 99,00 | 102,00 | 105,00 |
ЕСН | 14,00 | 14,00 | 30,00 | 31,00 | 32,00 |
Эксплуатационные расходы | 61,00 | 64,00 | 68,00 | 71,00 | 73,00 |
Пожарная и вневедомственная охрана | 11,00 | 12,00 | 24,00 | 25,00 | 26,00 |
Налоги | 10,00 | 11,00 | 20,00 | 21,00 | 21,00 |
Страхование имущества | 45,00 | 61,00 | 60,00 | 58,00 | 57,00 |
Общехозяйственные расходы | 67,00 | 70,00 | 148,00 | 154,00 | 159,00 |
Амортизационные отчисления | 1 360,00 | 1 360,00 | 1 889,00 | 2 055,00 | 2 055,00 |
Итого затрат (себестоимость продукции) млн. руб. | 1 614,00 | 1 640,00 | 2 338,00 | 2 517,00 | 2 528,00 |
Полезный отпуск электроэнергии (млн. кВт*ч) | 733,636 | 820,000 | 1 230,526 | 1 264,100 | 1 264,100 |
Тариф на электроэнергию без учета возврата привлеченных средств руб./кВт*ч | 2,2 | 2,00 | 1,9 | 1,99 | 1,99 |
Тариф на электроэнергию с учетом возврата привлеченных средств руб./кВт*ч | 6,49 | 6,86 | 7,25 | 7,64 | 8,05 |
Выручка от продаж по тарифу с учетом возврата привлеченных средств | 4 761,30 | 5 625,20 | 8 921,32 | 9 663,26 | 10 176,01 |
Возврат привлеченных средств | 3 147,30 | 3 985,20 | 6 583,32 | 7 146,26 | 7 648,00 |
***тариф на выработку электрической энергии Камчатскими ТЭЦ руб./кВт*ч | 7,30 | 8,00 | 8,80 | 9,70 | 10,6 |
Следует обратить внимание на показатель "Тариф на электроэнергию с учетом возврата привлеченных средств руб./кВт*ч", характеризующийся ростом с 6,49 руб./кВт*ч. в 2021 г. до 8,05 руб./кВт*ч. в 2025 г. Вполне вероятно, что именно этот показатель (а не показатель тарифа без учета возврата привлеченных инвестиций - см. таблицу выше) ляжет в основу ценообразования для конечных потребителей, т.е. населения Камчатского края. Как следует из ответа Регионального центра развития энергетики и энергосбережения на запрос о предоставлении информации: каскад ГЭС на р. Жупанова (fishkamchatka.ru от 13.02.2015), возврат заёмного капитала на Жупановской ГЭС-1 рассчитан на 17-28 лет от начала строительства (в зависимости от условий кредита). В качестве условий окупаемости Жупановской ГЭС-1 на заседании Инвестиционного совета от 16.06.2015 г. озвучены рост тарифа на электрическую энергию, а так же расходов, включаемых в себестоимость продукции, в среднем на 5% в год. Это означает, что тариф на электроэнергию с учетом возврата привлеченных средств продолжит увеличиваться с 8,05 руб./кВт*ч. и после 2025 г. С учетом того, что в дополнение к ГЭС-1, планируется строительство ГЭС-2 и ГЭС-3, на условиях привлечения заемных средств, расходы на их строительство (в том числе возврат заемных средств) также будут заложены в тариф на электроэнергию и вряд ли приведут к его снижению в течение расчетного периода реализации проекта (примерно до 2040 г.), а может быть и после 2040 г. Дальнейшее заявленное более чем 8-кратное снижение тарифа находится за пределами средне-срочного планирования и возможно при соблюдении множества условий, среди которых наиболее важные - полное погашение\возврат кредита\заемных средств, выход каскада ГЭС на проектную мощность, отсутствие незапланированных проектом расходов (непредвиденные аварии, ущербы и пр.) и наличие достаточного количества потребителей для производимой товарной продукции - электроэнергии. По поводу незапланированных расходов, можно предположить, что они появятся с высокой долей вероятности. Несмотря на заявляемое соблюдение инженерных и пр. требований, ни один из реализованных на Камчатке проектов энергогенерации (в том числе и гидрогенерации), нацеленных на снижение стоимости тарифа, не привел к таковому по причине непредвиденных технических сложностей.
Вопросы:
1.1 За чей счет и кем будет гарантирован низкий тариф, если обозначенные выше условия не будут соблюдены?
1.2 Где и кем определен \ будет определен механизм выполнения этих гарантий?
1.3 Каковы будут последствия недостижения обозначенных выше условий (выход на проектную мощность, отсутствие незапланированных\непредвиденных расходов, наличие спроса)?
В данном случае простая апелляция к тому, что гидроэлектрогенерация в теории сама по себе дешевая, не корректна. |