Федеральная таможенная служба будет лишать рыбные компании права на режим "зеленого коридора" (упрощенный досмотр), если их уличат в провозе запрещенной продукции из США и Европы, обмане при выплате пошлин или связи с офшорами. Об этом "Известиям" рассказал руководитель рабочей группы по рыбному рынку при ФТС Виталий Корнев. Сегодня через "зеленый коридор" в Россию попадает 80% импортной рыбы и рыбной продукции, включая лосось, угорь, икру, кильку и проч. Корнев говорит, что несколько компаний уже лишились права на льготное декларирование рыбы.
"Зеленый коридор" - режим упрощенного прохождения таможенного контроля без досмотра, работает в Северо-Западном таможенном управлении более 10 лет. Таким режимом могут воспользоваться крупные официальные поставщики рыбной продукции (в силу скоропортящегося характера товара) , автомобилей и автозапчастей, электроники - при условии что компании ведут бизнес без сокрытия доходов, с "белой" бухгалтерией.
По словам Корнева, в рамках повышения требований к пользователям "зеленого коридора" импортеру потребуется ежегодно - а не один раз при вступлении в программу - подтверждать свою благонадежность (от лица отраслевого объединения) и предоставлять рекомендации коллег по отрасли. Также понадобится предоставлять в ФТС ежегодно аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности. Для нарушителей таможня разработала систему исключения из пользователей "зеленого коридора". Корнев сообщил, что льготного права прохождения досмотра уже лишились две рыбных компании - ЗАО "Атлант-Пасифик", ООО "Норд Вэст Фиш" и еще одна крупная рыбная компания получила внушение прекратить нарушения, но не была исключена.
Рыбная продукция - единственная продовольственная, которая проходит через "зеленый коридор", и, по словам Виталия Корнева, с введением продуктовых антисанкций в августе 2014 года участилось общее число нарушений. К занижению таможенной стоимости и махинациям с декларируемым весом добавился ввоз сырья рыбы и морепродуктов из запрещенных стран под видом готовой продукции из разрешенных стран.
- Провозят лосось, угря, икру, а также сельдь и кильку. Товар пытаются выдать за готовую продукцию, пересыпав его солью и специями, - говорит Корнев. - До ужесточения требований к компаниям "зеленый коридор" отличался тем, что в него сложно было попасть, но и сложно было потерять эти льготы.
Стоит отметить, что крупная компания, которую в рабочей группе не называют, пыталась провезти через "зеленый коридор" партию мороженой невыпотрошенной кильки из Эстонии. По документам этот товар проходил как рыба пряного посола. На деле же, о чем говорится в заключении Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (есть в распоряжении "Известий") замороженную целиком сырую рыбу просто посолили сверху и присыпали специями - кориандром, перцем и гвоздикой.
С ЗАО "Атлант-Пасифик" связаться не удалось. В январе компания была признана банкротом из-за того, что задолжала кредиторам около 2 млрд рублей, но не приостановила операционную деятельность. Гендиректор "Норд Вэст Фиш" Рено Овсянников смог рассказать, за что из "зеленого коридора" исключили его компанию:
- Мы узнали о том, что не являемся пользователем льгот, когда проходили таможню. Нас исключили за переведение денег в офшор [поставщик, то есть получатель оплаты за товар, не должен вызывать подозрений у таможенников]. Это курьезная ситуация, так как никакого офшора нет - мы просто оплатили поставку продукции от фабрики из Гонконга, там действительно находится производство, - говорит Овсянников. - Однако разбираться, кому именно пошли денежные средства, таможенники не стали, исключили автоматически. Теперь мы пытаемся восстановить действие упрощенного таможенного контроля. Многие участники "зеленого коридора" на более серьезных нарушениях, однако их и не думают исключать. Новые требования службы избыточны, так как сегодня, чтобы получить льготы, требуется собрать немало документов. У нас ушел год на оформление. Существуют даже брокеры-посредники, которые оказывают участникам рынка услуги по проведению в "зеленый коридор".
В отраслевых организациях мнения разделились. В Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка ("Рыбная ассоциация") поддерживают решение ФТС. Как пояснил исполнительный директор ассоциации Алексей Аронов, отраслевое объединение само предложило ФТС ужесточить контроль. В Союзе предприятий рыбного хозяйства и аквакультуры ("Рыбный союз") считают, что особого ужесточения в требованиях таможни нет, однако то, что теперь таможенники будут исключать компании за неблагонадежность из "зеленого коридора", не приведет к развитию это льготной системы.
- Число пользователей и так ограничено, а теперь их состав зачищают. Таким образом хорошая система превращается в "болото", бесполезное для рынка, - считает исполнительный директор "Рыбного союза" Сергей Гудков.
В мае 2014 года у ряда компаний, ввозивших продукцию через "зеленый коридор" в Северо-Западной оперативной таможне, задержали грузы, объяснив задержку "техническим" перевесом. Тогда эти компании - ООО "Ультрафиш", ООО "Плимут Рок", а также ЗАО "Балтийский Берег" - пожаловались на петербургский терминал в центральный аппарат ФТС, сообщив, что через "коридор" другие участники рынка проводят товар по заниженной стоимости, чтобы не платить пошлины в полном объеме. Тогда центральный аппарат проведел служебную проверку петербургских таможенников, результаты которой не раскрывались. Теперь же одна из компаний, жаловавшихся в ФТС на конкурентов и на сотрудников таможни, была уличена в провозе запрещенной продукции.
Анна Лялякина
"Известия"
|