English version
на Камчатке: 24.04.2021 
 
на главную



  ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
  8 924-890-67-19 NEW!
  E-mail @
  8 984-165-44-27 для MMS
  (фото и видео)



  РЕЙТИНГ
  лидеров рыбной
  отрасли России



  ДИКИЕ ЛОСОСИ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  и н т е р н е т - м у з е й
  WWW.FISHMUSEUM.RU



  информационный портал
  КАМЧАДАЛЫ.РУ



  ПРОБЛЕМЫ
  ОТРАСЛИ



  БИЗНЕС


  доска бесплатных
  ОБЪЯВЛЕНИЙ



  ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
  БАЗА



  ИСТОРИЯ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  НАУКА ДЛЯ РЫБАКОВ


  СОХРАНИМ ЛОСОСЬ
  ВМЕСТЕ



  БИБЛИОТЕКА


  архив газеты
  "ТИХООКЕАНСКИЙ
  ВЕСТНИК"



  ФОРУМ


  ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


  ПРОЕКТ ПРООН/ГЭФ

гл. редактор сайта - info@npacific.kamchatka.ru
администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru



последние комментарии

(все комментарии)












при использовании
на сайтах
оригинальных материалов
Рыба Камчатского края
активная ссылка на
www.fishkamchatka.ru
ОБЯЗАТЕЛЬНА

администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru,
тел. 8 (4152) 251927
(с 9:30-18:00 П-Кам).
Факс 8 (4152) 417-553






обмен банером




Камчатский Краевой фестиваль "Сохраним лососей ВМЕСТЕ"
.: в этот день... :.
В 1993 г. были учреждены государственные природные заповедники "Командорский" (Камчатская обл.) и "Керженский" (Нижегородская обл.).

Новости


Россия



27 марта 2015

Родимое пятно рыболовства

Ежегодно в мире нелегально вылавливается от 11 млн до 26 млн тонн рыбы на сумму от 10 до 23 миллиардов долларов США. Однако, как отмечают представители Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), говорить о точных цифрах сложно, поскольку очень трудно оценить масштабы незаконного, несообщаемого, нерегулируемого (ННН) промысла.
Впервые термин "ННН промысел" (англ.- "IUU fishing") упомянут в "Повестке дня на XXI век", которая была принята на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 году. В главе 17 этого документа упоминается наличие нерегулируемого рыболовства и содержится призыв к международному сообществу принять срочные меры на двустороннем, субрегиональном и региональном уровнях для разрешения проблем управления рыбными ресурсами. Международный план действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации ННН промысла, одобренный Комитетом по рыболовству ФАО в 2001 г., дает развернутое определение этого феномена, который состоит из следующих трех элементов.
1. Незаконный рыбный промысел (illegal fishing) относится к деятельности: а) проводимой национальными или иностранными судами в водах, находящихся под юрисдикцией ка¬кого-либо государства, без разрешения этого государства или в нарушение его законов и подзаконных актов; б) проводимой судами, плавающими под флагами государств, которые являются сторонами соответствующей региональной организации по управлению промыслом, но действующими или в нарушение мер по сохранению и управлению, принятых этой организацией и являющихся обязательными для данных государств, или в нарушение соответствующих положений применимого международного права; или в нарушение национальных законов или международных обязательств, в т.ч. взятых на себя сотрудничающими государствами и организациями.
2. Несообщаемый рыбный промысел (unreported fishing) относится к промысловой деятельности, о которой: а) не сообщалось или неправильно сообщалось соответствующему национальному органу власти в нарушение национальных законов и подзаконных актов; или б) проводимой в районе, подведомственном соответствующей международной организации и о котором не сообщалось или неправильно сообщалось в нарушение процедур отчетности этой организации.
3. Нерегулируемый рыбный промысел (unregulated fishing) относится к промысловой деятельности: а) в зоне действия соответствующей международной организации, которая проводится судами, не имеющими национальности, или плавающими под флагом государства, не являющегося стороной этой организации, или промысловым субъектом, таким образом, который не соответствует или противоречит принятым этой организацией мерам по сохранению и управлению; или б) в районах или в отношении рыбных запасов, для которых нет применимых мер по сохранению и управлению, и где такая рыбопромысловая деятельность проводится способом, не соответствующим обязанностям государства по сохранению морских живых ресурсов в соответствии с международным правом.
Фактически, если изложить официальные определения обычным языком, все довольно просто: Незаконный промысел - добыча водных биоресурсов, произведенная с нарушением национального законодательства или международных договоров; Несообщаемый промысел - совокупность сверхнормативного промышленного и браконьерского вылова; Нерегулируемый промысел - сумма незаконного и сверх нормативного потребительского вылова. Любой элемент ННН-промысла является противоправным.
ННН-промысел оказывает значительное негативное влияние не только на численность и размерный состав водных биологических ресурсов, но также и на их воспроизводство. Многие популяции морских живых ресурсов деградируют вплоть до полного исчезновения. Незаконный вылов порождает также серьезные социальные проблемы: законные участники промысла и прибрежные государства недополучают живые ресурсы, являющиеся важнейшим источником питания для населения многих стран АТЭС.
Нелегальный промысел наносит довольно ощутимый экономический ущерб для всех стран, в том числе и России. Например, в 2013 году общий допустимый улов краба в России составлял 61 575 тонн, отчетный вылов - 50 307 тонн, а импорт в страны АТР и Америку - 85 802 тонны. То есть, налицо расхождение минимум в 35,5 тыс. тонн. При средней стоимости краба в 7,5 доллара за килограмм (нелегальный краб всегда дешевле) выручка браконьеров составила порядка 200 млн долларов. Сопоставление данных об экспорте морепродукции из РФ с данными других стран о ее импорте из нашей страны, показывает, что стоимость только мороженной рыбы, незаконно перемещенной из России на рынки Японии, КНР и Норвегии составила за последние 15 лет 5,59 млрд. долл. Если бы эти поставки осуществлялись легально, бюджет нашей страны можно было бы пополнить только за счет одних таможенных платежей на 280 млн. долл.
Браконьеры легко обходят международные договоренности о борьбе с незаконным, несообщаемым, нерегулируемым промыслом и нормы права. Так, они осуществляют доставку продукции на транспортных судах, в то время как усиленный контроль в той же Японии распространяется преимущественно на суда с орудиями лова. Кроме того, груз часто доставляется на промысловых судах под флагами третьих стран (Белиз, Сьерра-Леоне, Камбоджа и др.), на которые ограничения не распространяются. Судам под "удобными флагами" необязательно иметь на борту средства спутникового позиционного контроля, разрешения на промысел, сообщать о прохождении контрольных точек, поэтому обнаружить такие суда очень сложно.
Наряду с этим практикуется доставка нелегального улова на промысловых судах, предварительно оформленных на приход в портах Южной Кореи. Эта страна традиционно выступает как транзитный пункт, где морепродукция оформляется документально и попадает в Японию или США уже как "корейская". Иногда браконьеры вообще просто перегружают улов на иностранные транспортные суда, находящиеся в нейтральных водах. Нелегально добытые уловы реализуют различными способами, в том числе и на международных рыбных аукционах. При этом партия продукции по заниженной цене и с указанием меньшего объема вывозится в Китай или Республику Корея по фиктивным контрактам с офшорными компаниями. После этого данные морепродукты продают уже по более высокой цене другой иностранной компании. Полученная выручка выводится из-под налогообложения и оседает на счетах в оффшорах.
По оценкам экспертов WWF, которые в 2014 году провели изучение ситуации с добычей и торговлей крабом, легально и нелегально выловленным в российских водах, и опубликовали его итоги в докладе "Illegal Russian Crab: An Investigation of Trade Flow", Россия теряет до 1 млрд. долларов в год из-за нелегального промысла морепродуктов, включая краб. Эта цифра превышает чистый доход всего российского рыбного бизнеса в 2011 году (470 млн. долларов) и превышает 15% годового оборота всех российских рыбных предприятий (4.2 млрд. долларов).
Разумеется, ННН-промысел создает проблемы не только нашей стране, но и всем рыболовным государствам, в связи с чем в последнее время многие страны мира ужесточают ответственность за ННН-промысел. Так, сейчас на рассмотрении Конгресса США находится законопроект HR 774 о борьбе с незаконным промыслом морских биоресурсов, который был выдвинут конгрессменом Доном Янгом, представляющим Аляску в Конгрессе США, и называется "The Illegal, Unreported and Unregulated (IUU) Fishing Enforcement Act of 2015". В этом документе предлагаются меры по борьбе с незаконным, несообщаемым и нерегулируемым (ННН) промыслом, разработанные с учетом рекомендаций Аляскинского союза добытчиков краба в Беринговом море (Alaska's Bering Sea Crabbbers - ABSC), призывающего срочно принять данный законопроект, поскольку "пока Конгресс задерживает его рассмотрение, браконьеры продолжают получать прибыль от торговли незаконно добытой рыбой, моллюсками и ракообразными".
Примечательно, что под браконьерами аляскинские краболовы имеют ввиду, в первую очередь, представителей России, отмечая, что приведенные в недавнем докладе McDowell Group оценки говорят о том, что 40% камчатского краба на мировом рынке составляют незаконные российские поставки. Как утверждают американские производители, нелегально добытая российская морепродукция обрушивает цены на рынке, нанося ущерб легальным поставщикам, в первую очередь, с Аляски.
9 февраля 2015 года Национальное управление по исследованию океанов и атмосферы (NOAA) США выпустило очередной двухгодичный доклад о незаконном, несообщаемом и нерегулируемом промысле морских биоресурсов. В нем, в частности, указаны шесть стран, причастные к незаконному, несообщаемому и нерегулируемому промыслу: Колумбия, Эквадор, Мексика, Нигерия, Никарагуа и Португалия. Отмечается, что Национальное управление по исследованию океанов и атмосферы США будет работать с каждой из указанных стран для решения проблем, связанных с ННН-промыслом, совершенствования управления рыбным хозяйством и правоприменительной практики. Если перечисленные государства не примут достаточных мер и не получат положительной оценки в следующем двухгодичном докладе, США могут запретить ввоз рыбной продукции из этих стран.
Аналогичные меры предпринимает и Евросоюз, которые осенью прошлого года выдал предупреждения четырем странам - Соломоновым Островам, Тувалу, Сент-Китсу и Невису, и Сент-Винсенту и Гренадинам - о том, что они рискуют оказаться в списке стран, которые характеризуются, как не желающие сотрудничать в борьбе с ННН-промыслом. Чем чревато игнорирование такого предупреждения хорошо видно на примере Шри-Ланки - 14 января ЕС ввел запрет на ввоз рыбной продукции из этой страны, так как продолжавшиеся с декабря 2010 года переговоры с ней по поводу ННН-промысла так и не принесли ощутимых результатов. Между тем, экспорт рыбы из Шри-Ланки в ЕС приносит экономике страны около 100 млн. долларов США ежегодно.
В Юго-Восточной Азии особо стоит выделить борьбу с ННН-промыслом в Индонезии. Здесь к борьбе с браконьерами привлекается военно-морской флот, который задерживает суда, ведущие незаконный промысел в индонезийских водах. Как правило, суда конфисковываются и уничтожаются, а экипаж подвергается аресту. Недавно браконьерство даже стало причиной того, что Индонезия разорвала соглашение о рыболовстве с Китаем, дающее китайским рыбакам ряд преимуществ при работе в исключительной экономзоне Индонезии. Это случилось после того, как индонезийские ВМС задержали восемь судов, зарегистрированных в Индонезии, но работавших на компании из КНР и никогда не заходивших в индонезийские порты.
Региональные организации регулярно составляют списки судов, замеченных в причастности к ННН-промыслу, что является основанием для наложения штрафных санкций по отношению к владельцам этих судов. Так, недавно власти Перу оштрафовали китайский холдинг Pacific Andes на 800 000 долларов за действия принадлежащего ему судна "Damanzaihao", уличенного в незаконном, несообщаемом и нерегулируемом (ННН) промысле морских биоресурсов. Этот работающий под перуанским флагом траулер ранее носил название "Лафайет" и принадлежал российской компании "Кредо Инвестмент", владельцем которой, в свою очередь, являлась компания China Fishery Group, входящая в Pacific Andes International Holdings.
Основанием для санкций против Pacific Andes стало сообщение Южно-тихоокеанской региональной рыбохозяйственной организации (SPRFMO) от 6 февраля этого года о том, что судно "Damanzaihao" связано с нелегальной добычей ставриды. Разумеется, представители Pacific Andes заявили, что "разочарованы" включением "Damanzaihao" в список судов, причастных к ННН-промыслу, поскольку оно является вспомогательным судном и не имеет возможности самостоятельно ловить рыбу, занимаясь только перегрузкой и обеспечением промыслового флота продуктами питания, водой и топливом. Однако, по классификации SPRFMO, перевалка улова также относится к промысловой деятельности, что и стало основанием для включения данного судна в список судов, причастных к ННН-промыслу и повлекло за собой наложение штрафа. Вместе с тем, владельцы судна не высказали какого-либо намерения обжаловать штрафные санкции и заявили, что "уважают решение" SPRFMO.
Следует отметить, впрочем, что это далеко не первый случай, когда Pacific Andes обвиняют в причастности к ННН-промыслу. Так, в 2002 году ВМС Австралии задержали два ярусолова с названиями "Лена" и "Волга", которые вылавливали клыкача в Тихом океане без лицензии. Последующие допросы должностных лиц и членов экипажа на борту этих двух судов позволили вскрыть сложную систему браконьерского лова клыкача в Астралийской зоне в невиданных ранее масштабах. Расследование обнаружило целую флотилию из 13 судов, они координировали свои действия в море, в том числе перегружали выловленную рыбу и топливо, менялись членами экипажа и провизией, чтобы обойти ограничения по вылову рыбы на одно судно. Обнаруженная на борту документация и сигналы связи указывали на группу компаний, аффилированных с Pacific Andes. Согласно отчету австралийских властей, Pacific Andes утаивала происхождение рыбы и рыбных консервов, полученных в результате незаконных операций. По тогдашним оптовым ценам годовой незаконный улов 26 000 т клыкача оценивался как минимум в 200 миллионов долларов США. В 2003 году те же австралийские власти указали на связь "PacificAndes" с несколькими владельцами морских рыболовецких судов из Испании, известных как "Галисийский синдикат", и обвинили компанию в том, что она помогала перерабатывать и продавать незаконно выловленного клыкача.
Примечательно, что, согласно выводам Федеральной антимонопольной службы России, сделанным на основании итогов расследования по факту картельного сговора в рыбной отрасли дальнего Востока, Pacific Andes был инициатором создания Ассоциации добытчиков минтая, сформировав на ее базе настоящий картель международного масштаба. Холдинг координировал его работу через аппарат организации, согласовывая с предприятиями объем добычи минтая и его переработки, условия и цены реализации продукции.
Следует отметить, что в ходе рассмотрения Федеральной Антимонопольной службой данного дела о нарушении антимонопольного законодательства 24 компаниями Дальнего Востока, входящими в Ассоциацию добытчиков минтая, комиссией ФАС был проведен сравнительный анализ данных, представленных членами АДМ, по выделенным квотам на минтай, объемам его добычи и реализации минтая и продукции его переработки за период с 2006 по 2010 гг. В результате было установлено, что объем реализации существенно отличается от в меньшую сторону от объемов добычи. В частности, из общего объема добытого членами АДМ минтая реализовано минтая и продукции его переработки в 2007 году - 56,83%, в 2008 - 67,8%, в 2009 - 73,6%, в 2010 - 70,28%. Относительно выпадающих объемов - разницы между добытой и реализованной продукцией - члены АДМ пояснений не представили. В этой связи ФАС пришла к выводу, что члены АДМ могли применять при экспорте минтая и продукции его переработки так называемые "серые схемы" для ухода от налоговых и таможенных платежей в бюджет Российской Федерации.
"Серые схемы" экспорта - один из самых характерных признаков того, что компании занимаются ННН-промыслом и контрабандой незаконно добытой морепродукции. При этом развитию "серых схем" и ННН-промысла способствует несовершенство российского законодательства. В частности, это относится к постановлению правительства Российской Федерации от 19.03.2008 № 184 "О Порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации", согласно которому продукция может вывозится на экспорт по упрощенной схеме - не более трех часов, практически без проведения физического контроля. Понятно, что за такое короткое время возможен только документарный контроль, а физический контроль ограничивается досмотром видимой части продукции в трюмах судов, либо при перегрузах (пограничными и таможенными органами). При этом идентификация видов рыбопродукции, не проводится, а количество и вес оцениваются исходя из данных объёмов трюмов, осадки судна и т.д. В результате, создаются благоприятные условия для развития ННН-промысла и контрабанды незаконно добытой продукции.
Еще большему развитию промышленного браконьерства в море поспособствовал принятый в июне 2013 года ФЗ № 148 "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". В текст этого закона удивительным образом был внесен пункт, касающийся не аквакультуры, а прибрежного рыболовства, который разрешил "при прибрежном рыболовстве осуществлять перегрузку уловов водных биологических ресурсов и производство на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов". В результате, рыбаки стали поставлять прибрежные уловы не на российский берег, а за рубеж, причем практически без всякого контроля за тем, какая продукция и в каких объемах перегружается.
Примечательно, что одним из разработчиков закона "Об аквакультуре", активно настаивавшим не просто на включении в него вышеуказанного пункта о прибрежном рыболовстве, но и на его вступлении в силу почти сразу после подписания закона (раньше остальных пунктов), является член Совета Федерации России от Сахалинской области Александр Верховский, владелец ЗАО "Гидрострой", контролирующего группу рыбопромышленных компаний, и член Совета ассоциации добытчиков минтая. И весьма интересен тот факт, что сенатор Верховский, разработавший и продвигавший закон, способствующий развитию ННН-промысла, знает о браконьерстве совсем не понаслышке.
Так, 08.05.2009 в отношении ЗАО "Курильский рыбак" и ЗАО "Гидрострой" было возбуждено уголовное дело № 311612 по признакам преступлений, предусмотренных ч. 3 ст.256 УК РФ (незаконная добыча животных и растений) и ч. З ст. 174 УК РФ (легализация) по фактам незаконной добычи рыбы сверх выделенных квот, с причинением экологического ущерба на сумму свыше 900 млн. рублей и последующей реализацией, произведенной из незаконно добытой рыбы икры, на сумму более 115 млн. рублей. Однако впоследствии, в связи с избранием А. Верховского членом Совета Федерации, данное дело было приостановлено. То же самое произошло и с расследованием фактов незаконной добычи водных биоресурсов работниками ЗАО "Гидрострой" на мысе Фриза (о. Итуруп) в 2008 году, осуществленной под прикрытием проведения научной программы ФГУ "СахНИРО", когда было выловлено около 830 тонн горбуши, а незаконная прибыль составила около 1 млн. долларов США. Так что совсем неудивительно, что ННН-промысел и "серые схемы" рыбного экспорта живут и здравствуют, коль скоро законы разрабатывают люди, хорошо знающие о том, как их лучше организовать.
Впрочем, есть надежды, что ситуацию все же получится исправить, хотя это и будет нелегко. Так, в проекте нового закона "О рыболовстве" предлагается отменить возможность перегрузов прибрежных уловов в море, хотя уже сейчас раздается много недовольных голосов рыбных экспортеров. Представляется, что в борьбе с незаконным промыслом и экспортом биоресурсов нам все же удастся достичь положительных результатов, чему должны способствовать предпринимаемые правительством меры.
В апреле 2010 года Россия стала 16-м по счету государством, подписавшим Соглашение ФАО о мерах государства-порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого (ННН) промысла от 24.11.2009 (Рез. 12/2009). Документ вступит в силу после того, как число его участников достигнет 25. Данное Соглашение обязывает государства к регулярным проверкам и выделяет набор стандартов, который будет использован во время этих проверок. Рассмотрение судовых документов, осмотр орудий лова, изучение уловов, а также проверка судовых записей - все это зачастую может выявить, было ли судно вовлечено в ННН-промысел. Кроме того, документ призывает к созданию общих информационных сетей, для того чтобы государства могли делиться информацией о судах-браконьерах. Соглашение применяется в отношении рыболовных, рефрижераторных, грузовых и контейнерных судов, перевозящих рыбу, а также судов снабжения, которые оказывают поддержку судам-браконьерам.
Следует также отметить, что распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 N 2534-р был утвержден Национальный план действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла. Документ разработан Минсельхозом на основании госпрограммы "Развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 07.03.2013 № 315-р. По мнению экспертов, распоряжение позволит повысить эффективность государственного контроля в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Кроме того, российские власти продолжают ужесточать ответственность за ННН-промысел. В частности, подготовлен и рассматривается проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации". Согласно этому документу, в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации включаются рыба, ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные, а также готовая продукция из них. Это значит, что ответственность за браконьерство станет гораздо серьезнее. В настоящее время ННН-промысел подпадает под действие статьи 256 УК Российской Федерации "Незаконная добыча водных биологических ресурсов", которая предусматривает достаточно мягкие наказания для виновных: штраф, обязательные работы или исправительные работы. Но после принятия нового постановления, эти деяния будут подпадать под статья 226.1 УК РФ. Это уже более тяжкий вид преступлений, и санкции за них предусматривают тюремное заключение на срок до двенадцати лет.
Наряду с этим, в дополнение к уже подписанным и действующим соглашениям о противодействии ННН-промыслу с Республикой Корея, КНДР, Китаем и Японией планируется заключить аналогичные договора с Канадой и США, причем с соглашение с Соединенными Штатами может быть подписано уже в этом году.
Для повышения эффективности борьбы с ННН-промыслом, однако, необходимы и дополнительные меры. Прежде всего следует устранить вышеуказанные законодательные лазейки, благоприятствующие незаконному промыслу и контрабанде морских биоресурсов. Кроме того, по мнению главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, необходимо усовершенствовать систему слежения за рыболовецкими судами, чтобы не допускать случаев, когда владельцы судов устанавливают специальные программы, благодаря которым "контролеры всегда видят судно там, где хочется капитану", а выловленная рыба огромными партиями нелегально вывозится за границу. При этом руководитель ФАС считает необходимым и ужесточить санкции за нарушение этих правил - "лишать компанию квоты на вылов рыбы и штрафовать не меньше, чем на 300 миллионов рублей".
Также необходимо, наконец, обеспечить создание национальной системы прослеживаемости и идентификации продукции животного происхождения, в том числе водных биоресурсов, на всех этапах их перемещения на базе предусмотренных утвержденной главой правительства РФ Д. Медведевым "дорожной карты" по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве государственных АИС - в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации и системы раннего оповещения о случаях выявления опасных в ветеринарно-санитарном отношении подконтрольных товаров с целью недопущения их дальнейшего оборота на территории РФ. Эта система прослеживаемости должна контролировать всю логистическую цепочку перемещения продукции от района вылова до прилавка и осуществлять целенаправленный контроль её качества и безопасности в условиях глобализации торговли, усложнения производственных процессов и цепей поставок. По сути, мероприятия по внедрению этой системы как основы борьбы с "серым" и "черным" оборотом рыбопродукции как раз и заложены в Национальном плане действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации ННН-промысла, утвержденном Правительством РФ 25 декабря 2013 года во исполнение поручений Президента РФ Владимира Путина.
Александр Тимофеев

Далекая окраина


Понравилось? Поделись!
   



Эту новость просмотрели 584
 

Комментатор: (Мск)

Добавить комментарий
Автор (Ник)
Комментарий


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь
Зарегистрироваться
предыдущаяследующая назад
 

ИА "Тихоокеанский вестник"
« 2015 г. »
« март »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          


.: Сегодня: 23.04.2021 :.
.: Регионы :.
+Эксклюзив
+Камчатский край
+Дальний Восток и Сибирь
+Россия
+Мировые новости
.: Реклама :.



     вверх