Отечественные отраслевые объединения разошлись во взглядах по вопросу административных барьеров при осуществлении государственного контроля в рыбохозяйственном комплексе. Так, Некоммерческая организация "Рыбный союз" предлагает сохранить процедуру ветеринарного контроля, реформировав её, в то время как большинство участников Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре считают эту процедуру необоснованной и избыточной административной преградой. По мнению же наблюдателей, активная позиция отдельных участников отраслевого сообщества может быть вызвана желанием привлечь внимание к своей деятельности, но не желанием улучшить положение дел в отрасли.
"В течение достаточно длительного периода времени на разных экспертных уровнях обсуждался и продолжает обсуждаться вопрос о роли ветеринарного контроля в рыбной отрасли, - говорится в обращении направленном председателем НО "Рыбный союз" Юрием Алашеевым в адрес президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина. - Консолидированной, на наш взгляд, позиция может являться тогда, когда она сформирована с учётом мнения всех заинтересованных хозяйствующих субъектов конкретной отрасли экономики и не противоречит основным государственным целям и задачам".
Напомним, что Российский союз промышленников и предпринимателей с 2010 года включился в дискуссию о проблемах и перспективах развития российского рыбохозяйственного комплекса. В Комиссию РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре входят 29 представителей рыбохозяйственных объединений и предприятий всей России, и НО "Рыбный союз" - это только один из участников Комиссии.
"В соответствие с процедурами РСПП все решения в комиссиях принимаются большинством голосов, поэтому следует учиться уважать мнение коллег, даже оставаясь в меньшинстве, и не поддаваться истерике, - прокомментировал председатель Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, член Правления РСПП Герман Зверев. - Добавлю, что вопрос о процедурах ветеринарного контроля рассматривался на заседании в ходе Международного конгресса рыбаков во Владивостоке в сентябре 2013 года, и все участники высказались за отмену обязательных лабораторных исследований при ветеринарном оформлении рыбопродукции, произведённой из дикой морской рыбы".
Участники рынка мнение своих коллег по поводу сохранения ветеринарного контроля объясняют, в том числе, и интересами импортёров, поскольку НО "Рыбный союз" представляет в основном импортёров рыбопродукции или предприятия, перерабатывающие импортное сырье, что, в свою очередь, расходится с интересами российских рыбаков.
"Понятно почему Рыбный союз отстаивает сохранение ветеринарного контроля, по сути, преследуя свои интересы - рассуждает президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), участник Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре Александр ФОМИН. - Они имеют иностранный сертификат, т.н. "сертификат здоровья", который приравнивается к ветеринарному сертификату. При оформлении импортной рыбы в российском порту Россельхознадзор (на основании данного сертификата) ставит им отметку, и в течение двух часов участник Рыбного союза получает необходимые документы. При этом российская рыба поступает на берег с задержкой от 3 до 10 дней".
Если вдуматься, то тихоокеанским лососям, идущим на нерест, приходится преодолевать куда меньше препятствий, нежели отечественной рыбе, оказавшейся в "ветеринарном лабиринте". На каждом этапе контроля значительная часть продукции задерживается. Причём задерживается не потому, что она небезопасна в ветеринарном отношении (согласно отчёту Россельхознадзора за период с 2004 года не было выявлено ни одного случая заражения дикой морской рыбы, добытой российскими рыбаками, болезнями, внесёнными в список Международного эпизоотического бюро), а потому что инспекторы Россельхознадзора усматривают нарушения других законов. Продукцию задерживают также на этапе досмотра, и в обязательном порядке - на этапе лабораторного контроля каждой партии рыбопродукции.
Очевидным, по оценке НО "Рыбный союз" является то, что деятельность в сфере ветеринарного контроля и надзора осуществляется со злоупотреблениями. "Его система требует реформирования, но не отмены, в том числе в отношении морской рыбы, поскольку его отмена не отвечает глобальным целям государства, будет способствовать снижению защищённости российского потребителя от некачественной и небезопасной продукции, тем более в условиях вступления РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО)", - считают в объединении.
Однако еще при вступлении в ВТО Россия приняла на себя обязательства разграничить полномочия Роспотребнадзора и Россельхознадзора и указала нормативный правовой акт, которым указанное разграничение установлено, а именно, постановление Правительства РФ от 14 декабря 2009 года № 1009. В нарушение указанного порядка, руководствуясь приказом Минсельхоза РФ, вступившим в противоречие с постановлением № 1009, Россельхознадзор активно осуществляет надзорные полномочия в отношении любой продукции животного происхождения, полученной из уловов водных биологических ресурсов, вмешиваясь в компетенцию Роспотребнадзора.
По мнению председателя "Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки", участника Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре Сергея Тимошенко, сегодня ветеринарный контроль представляет собой совершенно бессмысленную процедуру, расширяющую полномочия Россельхознадзора, но не несущую практического смысла, и являя собой лишний административный барьер.
Аналитики независимого рейтингового проекта "Дальрейт" обратили внимание на тот факт, что громкие заявления исполнительной дирекции НО "Рыбный союз" совпали с утверждением приказов об Общественном совете при Минсельхозе РФ (№ 227 от 26 июня 2014 года) и Общественном совете при Росрыболовстве ( № 491 от 27 июня 2014 года), в которых не нашлось места представителям НО "Рыбный союз", таким образом решивших заявить о себе.
РИА "Дейта.ру"
|