Рыбаки будут голосовать за того кандидата в губернаторы, который пообещает решить их проблемы
На конференции, посвященной развитию аквакультуры в России, руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков отметил, что должен остаться исторический принцип распределения квот, так как именно он доказал свою эффективность в прошлом и однозначно позволит отрасли продолжить развитие в будущем. О том, насколько важно применять именно исторический принцип, и о том, какие еще проблемы волнуют рыболовное сообщество, рассказал председатель координационного совета ассоциаций и объединений рыбной промышленности Севера Вячеслав Зиланов в интервью "Московскому комсомольцу":
- Сейчас пользователи наделяются ресурсами на 10 лет. Этот срок заканчивается к 2018 году. Мы, старшее поколение, а также рыбопромышленники, которые работают на производстве, выработали свою позицию: исторический принцип должен быть сохранен и период его -увеличен до 25 лет. Почему? Потому что, когда рыбак знает, что он сегодня ловит рыбу, завтра будет ловить и еще 20 лет, он будет бережно относиться к рыбным ресурсам - вылавливать столько, сколько положено, не нарушая экологическую составляющую. Второе - рыбопромышленник, который получил квоты на 25 лет, он будет модернизировать и приобретать новые суда. И третье - это создает экономическую устойчивость. У рыбака есть семья, и если семья знает, что будет доход на 25 лет вперед, это важно, в семье будут понимать, что могут воспитывать детей, что их не застанет кризис и безработица. Эта задача стоит сегодня перед правительством и нами-рыбаками. Мы высказали свою точку зрения, и считаем, что президент Российской Федерации нас услышал, поскольку он тоже рыбак, хоть и любитель.
- Эту тему поднимают на высоком уровне, но есть и другие проблемы?
- Вторая проблема - это так называемые незаходные суда. Дело в том, что в последние годы флот наш модернизирован в большей своей части, был приобретен целый ряд новых судов. Но в соответствии с определенными нормативными документами при заходе такого судна, модернизированного или приобретенного за рубежом, судовладелец должен заплатить 18% сразу же налог на добавленную стоимость и 5% пошлину. Получается, 23% от стоимости. Если он приобрел судно за 100 миллионов долларов, то должен сразу заплатить 23 миллиона. Где взять эти деньги? В кредит. Вот и добавляйте сразу еще 15% минимум. Другими словами, создается такая экономическая модель, которая не стимулирует заходы этих судов в наши российские порты. И эти суда, хоть и ходят под российским флагом, идут не к нам, а в иностранные порты, в тот же Киркенес, который в 5 часах ходу от Мурманска. Таких судов на северном бассейне более 70, и ежегодно они оставляют в иностранных портах от 5 до 7 миллиардов рублей - это обслуживание, закупка материалов, топливо. Представляете, сколько теряет наш порт. Мы ставили неоднократно этот вопрос перед правительством. И наш врио губернатора Марина Ковтун при встрече с председателем правительства Медведевым ставила этот вопрос. Мы так говорим: сделайте нам амнистию, пусть те суда, которые построены, допустим, до 1 января 2015 года при заходах в российские порты никаких не оплачивают таможенных сборов и добавленных стоимостей. Решение этого вопроса оживит мурманский порт, и оживится наша жизнь в нашем городе. Возражения против такой модели встречается в минфине, они говорят - выпадающие налоги. Но ведь никто не получает эти налоги последние 25 лет. Сейчас опять прорабатывается вопрос. Но я считаю, хватит уже прорабатывать, надо решать. Нельзя быть вечно полубеременным, наступает момент, когда ребенок должен быть или рожден или не рожден. Так и правительство должно определиться в этом вопросе, и мы думаем, что, прежде всего, оно должно определиться в пользу рыбаков.
Третий вопрос тоже имеет немаловажное значение. Это доставка рыбы в российские порты из районов промысла северного рыболовного флота. Мы ведем промысел в двухсотмильной зоне РФ, ведем промысел в двухсотмильных зонах других государств: Норвегии, Фарерских островов, Гренландии, Канады - и районе договора о Шпицбергене. Существующий закон РФ обязывает всю продукцию, которая добывается в двухсотмильной экономической зоне, поставлять на российский берег. Я думаю, эту норму мы все принимаем. Но нас еще обязывают доставлять рыбную продукцию и из других районов Мирового океана. Это несправедливо по отношению к нам по сравнению с дальневосточными рыбаками - они везут только из своей двухсотмильной зоны.
- В чем же минус? В потерях?
- Доставляя рыбу из отдаленных районов мы на переходах теряем время. Теряем и промысловое время, и затраты растут. Только по этой причине ежегодно мы теряем до миллиарда рублей в год. Соответственно, прибыль падает, и снижаются налоги на прибыль. Мы просим эту норму пересмотреть. Мы льготы никакие не просим, но просим привести норму на справедливую основу. Наконец, еще есть одна проблема, которая касается всей российской рыбной промышленности. Это оживление рыбной переработки на берегу. К этому вопросу по-разному подходят. Считают, что все рыбаки должны рыбу везти на переработку на берег. Но кто так считает, забывает о том, что каждый корабль - это рыбоперерабатывающая фабрика. В Мурманской области из 40 тысяч тонн филе, более 30 тысяч тонн вырабатываются на судах. Зачем же везти сырье для переработки на берег, если можно переработать в море. На кораблях вырабатываются и консервы. Лучшего качества печень трески делается на корабле. Мы говорим, что развитие рыбопереработки должно идти за счет рыб, которые добываются в реках и озерах, сырья, которое добывается прибрежным флотом, и сырья, которого у нас попросту нет, но которое может закупаться за рубежом, и еще - за счет прудового выращивания рыбы и аквакультуры. К рыбопереработке нужно относиться взвешенно. Зачем же в Мурманске перерабатывать кильку, если она с меньшими затратами может перерабатываться в средней полосе?
- Вячеслав Константинович, вы отмечали еще одну проблему - квоты под киль. Можно сказать, что отрасль не один год лихорадит от предложений по выдаче промысловых лимитов под строительство судов на российских верфях. Расскажите подробнее.
- Это очень важный вопрос, и сейчас он полурешен. В свое время было провозглашено, что тот, кто будет строить на российских верфях, будет получать дополнительные квоты. Это так называемые квоты под киль. Мы считаем, что это неправильное направление - административное давление на судовладельцев и рыбопромышленников. Мы не отказываемся заказывать суда на российских верфях, но они должны быть хорошего качества и по доступной цене. Стимулировать квотами, чтоб строили суда, - это мы так создаем великолепную коррупционную систему. И получается, вы вынуждены брать некачественные суда, и квоты не будут использоваться и так далее. Этот набор проблем - как лакмусовая бумажка. Нам сейчас говорят - вот выборы будут губернатора… Спрашивают, кого поддержим. А мы поддержим того кандидата, который возьмет на себя обязательство эти проблемы решить. И пусть хотя бы одну решит до выборов, но по всем четырем-пяти обозначит свою позицию. Вот тогда мы увидим, что этот кандидат собирается сделать.
Подготовила Анастасия Карева
"Московский Комсомолец"
|