English version
на Камчатке: 17.10.2021 
 
на главную



  ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
  8 924-890-67-19 NEW!
  E-mail @
  8 984-165-44-27 для MMS
  (фото и видео)



  РЕЙТИНГ
  лидеров рыбной
  отрасли России



  ДИКИЕ ЛОСОСИ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  и н т е р н е т - м у з е й
  WWW.FISHMUSEUM.RU



  информационный портал
  КАМЧАДАЛЫ.РУ



  ПРОБЛЕМЫ
  ОТРАСЛИ



  БИЗНЕС


  доска бесплатных
  ОБЪЯВЛЕНИЙ



  ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
  БАЗА



  ИСТОРИЯ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  НАУКА ДЛЯ РЫБАКОВ


  СОХРАНИМ ЛОСОСЬ
  ВМЕСТЕ



  БИБЛИОТЕКА


  архив газеты
  "ТИХООКЕАНСКИЙ
  ВЕСТНИК"



  ФОРУМ


  ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


  ПРОЕКТ ПРООН/ГЭФ

гл. редактор сайта - info@npacific.kamchatka.ru
администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru



последние комментарии

(все комментарии)












при использовании
на сайтах
оригинальных материалов
Рыба Камчатского края
активная ссылка на
www.fishkamchatka.ru
ОБЯЗАТЕЛЬНА

администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru,
тел. 8 (4152) 251927
(с 9:30-18:00 П-Кам).
Факс 8 (4152) 417-553






обмен банером




Камчатский Краевой фестиваль "Сохраним лососей ВМЕСТЕ"
.: в этот день... :.
В 1933 г. образован Всесоюзный (ныне Всероссийский) научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО).

Новости


Дальний Восток и Сибирь



31 января 2006

Истоки морского пиратства - в тиши казенных кабинетов

Поводом для этих заметок стала нашумевшая история с задержанием рыболовного судна СРТМ "Первореченск", на борту которого работал экипаж из 25 граждан Украины. По документам все они числились пассажирами. Но эти люди, по сути, были невольниками, их завербовали на Украине, пообещав золотые горы, а когда они ступили на палубу "Первореченска", кто-то из находившихся на борту "старожилов" мрачно пошутил: "Добро пожаловать в ад!". И он был недалек от истины. Рыбаков ожидали долгие восемь месяцев болтанки по морям, едва ли не круглосуточная браконьерская работа. Всякое неповиновение каралось побоями, а платой за все служила весьма скудная продовольственная пайка… Кошмар, спасибо пограничникам, позади: все украинцы вернулись на родину, встретили Новый год на родной земле. Как уже сообщалось, по факту использования рабского труда возбуждено уголовное дело… Случай из ряда вон. Но как такое вообще стало возможным?
РАБЫ - НЕМЫ
Начнем с того, что "Первореченском" владеет зарегистрированная в Южно-Курильске компания ООО "ЮК-Сервис", имеющая офис в областном центре. По документам в ее ведении находится еще одно судно аналогичного типа - "Водитель", а до недавнего времени было и третье - "Обручево".
В феврале 2004 года дальневосточные СМИ, в частности хабаровская газета "Тихоокеанская звезда", сообщили о весьма странной истории, произошедшей с "Первореченском". Радист воинской части, базирующейся на мысе Красный Партизан в Хабаровском крае, поймал сообщение о том, что экипаж этого СРТМ просит разрешения на экстренный заход в порт Ванино в связи с поломкой двигателя. А чуть позже с того же судна поступила иная информация: "Первореченск" преследует другое судно - "Водитель" - с намерением потопить…
Тогда навстречу вышел пограничный катер. А преследователи, увидев, какой поворот принимают события, резко изменили курс и скрылись. В ходе проведения разбирательства вскрылась картина, очень даже напоминающая эпопею с украинцами. Только рабов-рыбаков на судно нанимали не за рубежом, а в ближайших окрестностях - на Сахалине и в Приморье. В прессе объявляли о приеме на работу экипажей краболовных судов компании "ЮК-Сервис". Зарплату обещали высокую, от 1000 у.е. в месяц. Желающих было много. После оформления документов два полных экипажа на пароме были переправлены в японский порт Вакканай и определены на СРТМ "Первореченск" и на СРТМ "Водитель".
Там у рыбаков забрали паспорта и доходчиво объяснили, что отныне они - никто. Работать заставляли без перерывов и выходных, звонить или писать домой запрещали. За малейшее неповиновение избивали, приковав наручниками к трубе…
Закончилось все тем, что экипаж "Первореченска", когда судно находилось неподалеку от Ванино, решился на отчаянный шаг - связал представителей компании, находившихся на борту, и вышел в радиоэфир со своим "странным" сообщением… Но официальных показаний никто из членов экипажа тогда не дал. Вскоре "Первореченск" покинул порт Ванино.
Был еще один показательный пример. 15 декабря 2003 года транспортная милиция возбудила уголовное дело по фактам нанесения побоев членам экипажа СРТМ "Водитель". Из заявлений потерпевших, пяти членов экипажа, эти граждане в период с июля по октябрь 2003 года неоднократно подвергались физическому насилию со стороны помощника капитана и представителей компании, находясь на промысле. Так вот, это дело прекращено 16 января 2006 года по причине… примирения сторон. Впрочем, в транспортной прокуратуре не согласны с таким поспешным решением линейного УВД на транспорте - материалы дела (в нем несколько томов) сейчас переданы для изучения в прокуратуру Сахалинской области.
Однако этот факт в истории вокруг судов компании "ЮК-Сервис" - не правило, а редкое исключение. Совершенно очевидно, что разные правоохранительные инстанции и административные органы в течение многих лет были в курсе происходящего, но ничего решительного не предпринимали. Беспредел же продолжался, а скорее всего продолжается до сих пор. Ведь никто с полной уверенностью не может сказать - где и с каким экипажем находится "Водитель". Никто не поручится, что рыбаков на судне по-прежнему не угнетают, как рабов…
Самое "забавное" - не знают, где находится "Водитель", даже в "ЮК-Сервис". Или делают вид, что не знают. Но об этом ниже…
ХУЖЕ НЕ БЫВАЕТ
В середине февраля 2005 года депутат районного Собрания Советской Гавани С.Балашова направила в адрес УФСБ по Хабаровскому краю заявление родителей матроса с судна "Водитель", жителя Совгавани. В нем, в частности, есть такие строки: <С Сахалина сын позвонил и сказал, что устроился на СРТМ "Водитель", который занимается выловом и транспортировкой живого краба. Примерно в течение полутора месяцев он периодически звонил жене из Японии, из порта Вакканай. Поначалу ничего тревожного в его рассказах не было, правда, он как-то обмолвился, что условия гораздо хуже, чем было обещано. Но с начала ноября звонки прекратились.
Мы в общем-то и не тревожились - море есть море. Прошло довольно много времени, и вот сын, наконец, позвонил. Говорил он очень быстро, словно боялся, что его прервут. То, что он рассказал, повергло нас в шок. Он говорил, что на "Водителе" работать заставляют днем и ночью, без сна, по 4-5 суток. На еду отводится 10-15 минут в день. Недовольных избивают капитан, старший помощник и специально находящиеся на судне надсмотрщики…".
Родители не на шутку были встревожены, тем более что после Нового (2005-го) года сын снова позвонил - оказалось, что кто-то из товарищей по несчастью умудрился сохранить сотовый телефон. Он сказал, что сильно болен и долго так не выдержит, просил что-нибудь предпринять. У него были сильно застужены почки, душил кашель, от побоев болело все тело. Он также сказал, что после побега двух членов экипажа их всех перевели на тюремное положение: не пускали на берег, не разрешали писать или звонить, даже разговаривать друг с другом. При подходе к портам, при приближении каких-либо судов, самолетов, вертолетов весь экипаж загоняли в трюм и запирали…
Кстати, о побеге. Имеется в виду история, произошедшая в конце декабря 2004 года. Во время очередной краткосрочной стоянки в порту Вакканай двум матросам удалось сбежать с "галеры". Им повезло - на такси они сумели добраться до российского консульства в Саппоро, откуда их под охраной доставили на Сахалин. В УФСБ по Сахалинской области они дали подробные показания, рассказали обо всем, что происходит на борту "Водителя".
У КАЖДОГО - СВОЙ ОГОРОД
Впрочем, о подобных приключениях можно рассказывать долго. В таких случаях сами спасшиеся и, естественно, их родные и близкие счастливы, что спасение состоялось. Тут уж не до каких-то там финансовых претензий к компании. Но что же предпринимают государственные органы, призванные стоять на защите прав граждан и закона?
Увы, приходится констатировать, что они проявляют жутчайший формализм и явное нежелание действовать, так сказать, на упреждение. Есть письменное заявление, будут что-то предпринимать, а нет - так и суда нет. А еще налицо отсутствие у различных структур желания действовать в одной связке: каждый занят своим огородом, а что у соседа происходит, так это его проблемы. Пограничники, например, очень редко и неохотно выполняют просьбы милиции.
На днях, кстати, в Южно-Сахалинске состоялся брифинг по случаю создания в области новой госструктуры - управления федеральной миграционной службы, так на нем и.о. начальника управления по делам миграции прямо об этом сказал: "Не было у нас до последнего времени никаких возможностей проверять экипажи судов. Потому что не было контакта с пограничниками. Сейчас вроде бы достигнута договоренность, и в ближайшей перспективе мы будем с ними сотрудничать". Что ж, хорошо, если удастся это сделать. И еще одно соображение на ту же тему: там, где начинается свой огород, обязательно заводится коррупция.
ЗАГАДКИ БЕЗ ОТГАДОК
Безусловно, с криминальной стороной вопроса по делу о "Первореченске" нужно разобраться и расставить все точки над "i". Правда, сделать это прокуратуре будет весьма непросто по уже названным причинам: скудные данные, мало кто из потерпевших горит желанием выдать всю подноготную (одних припугнули, другим выплатили так называемую компенсацию, чтобы произошло пресловутое примирение сторон, третьи уже просто не верят в торжество справедливости)…
Видимо, задержанным капитану и радисту будет сложно выйти сухими из воды. Но они, судя по всему, только пешки в большой игре. Что представляет из себя ООО "ЮК-Сервис"? В ассоциации рыбопромышленников Сахалина сказали, что об этом предприятии практически ничего не известно. У членов ассоциации вызывает большое недоумение, каким образом в распоряжении этой компании оказался "Первореченск", который, кстати, в старые времена был у рыбаков на хорошем счету и ни в чем подобном замечен не был.
Очень даже любопытную информацию предоставили в департаменте по рыболовству Сахалинской области. ООО "ЮК-Сервис" зарегистрировано как юридическое лицо в Южно-Курильске 10 июля 1998 года. Основной вид деятельности - рыболовство в открытых районах Мирового океана и внутренних морских водах. В государственном судовом реестре Невельского морского рыбного порта на праве собственности ООО "ЮК-Сервис" зарегистрированы СРТМ "Водитель" (дата регистрации 20 января 2000 года) и СРТМ "Первореченск" (24 апреля 2003 года). Общество не имеет собственной береговой рыбоперерабатывающей базы.
Дальше интереснее. Предприятие наделено квотами на вылов (добычу) следующих водно-биологических ресурсов в 2004 году. Для прибрежного рыболовства: анчоус - 64 тонны, сайра - 485 тонн, песчанка - 763,3 тонны. Для промышленного рыболовства (океан): песчанка - 460,5 тонны, сайра - 78,5 тонны, бычки - 126,1 тонны, кальмары - 148,9 тонны. В 2005 году для прибрежного рыболовства: анчоус - 160 тонн, сайра - 271,6 тонны, песчанка - 763,4 тонны. Для промышленного рыболовства (океан): песчанка - 460,5 тонны, сайра - 68,7 тонны, бычки - 126,1 тонны, кальмары - 216,9 тонны. Крабы нигде не упоминаются. Но бог с ними - главное, что, судя по этим данным, предприятие из года в год работает стабильно, осваивает квоты, трудится на благо области. Иначе бы зачем ему квоты-то давать?
Оказывается, тут я не прав. Читаем далее: "Налоговые платежи: за 10 месяцев 2004 года предприятием в территориальный (читай областной. - Прим. авт.) бюджет перечислено 190 рублей. За 10 месяцев 2005 года уплачено в территориальный бюджет 44332,5 рубля, из них 43645, 9 рубля - сбор за пользование водными биологическими ресурсами. Среднемесячная зарплата: данных за 2004 год по численности работающих и среднемесячной зарплате в статистических сборниках нет. За 9 месяцев 2005 года при численности работающих 45 человек среднемесячная заработная плата составила 995 рублей".
Ошибки здесь нет. Речь идет о сумме меньше тысячи рублей! У писателя-сатирика М.Жванецкого есть замечательная фраза по такому поводу: "Или я чего-то не понимаю, или вы что-то понимаете!". Как же такое может быть, что предприятие, имеющее такие ничтожно малые "заслуги" перед областным бюджетом, да и перед собственными работниками, исправно получает квоты? Которые, между прочим, наверняка пригодились бы другим добросовестным рыбакам, но им не достаются? На эти наивные вопросы был получен суховатый ответ. Во всем, дескать, виновато правительство РФ, которое 20 ноября 2003 года издало постановление №704 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов".
По нему выходит, что, если предприятие предоставило документы, подтверждающие его добропорядочность и законопослушность за предыдущие три года (в частности, нет долгов по обязательным платежам в бюджеты всех уровней, уплачены все штрафы, возмещен ущерб, нанесенный природе в связи с нарушением законодательства, предоставлены достоверные сведения о своей деятельности и т.д.), за ним на пять лет, после распределения на аукционах, закрепляются квоты. В 2003 году предприятие "ЮК-Сервис" предоставило все документы, и к нему у государства претензий не было. Квоты за ним закреплены… на пять лет. Интересно, и сколько же еще у нас таких компаний? И потом, неужто совсем нельзя воздействовать на должника? Например, расторгнуть с ним договор на закрепление предоставленных долей на вылов водных биологических ресурсов для прибрежного рыболовства.
Оказывается, можно. В самом договоре, в пункте 4, черным по белому записано: договор может быть расторгнут досрочно департаментом в одностороннем порядке с уведомлением пользователя в месячный срок… при непредоставлении или искажении, а также нарушении сроков предоставления более двух раз в течение года статистических данных о фактическом вылове водных биологических ресурсов; при наличии образовавшейся задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и неурегулировании задолженности в течение одного квартала текущего года… Всего, кстати, в договоре перечислено семь позиций, каждая из которых может послужить поводом для его расторжения. В общем юридические основания решить вопрос имеются, но почему-то не применяются. Почему? Ответ прост: мешает все тот же формализм.
"ДАВАЙТЕ ОТДЕЛИМ КОТЛЕТЫ ОТ МУХ"
Именно так прокомментировали ситуацию в администрации "ЮК-Сервис". Оказывается, нынешнее руководство компании само очень заинтересовано в том, чтобы безобразиям на море был положен конец…
Звучит парадоксально, но оно фактически не владеет истинными данными о том, где в данный момент находятся принадлежащие фирме суда. Формально с 2004 года они должны проходить предпродажную подготовку в порту Вакканай. От них периодически поступают сообщения, что они в Вакканае и находятся. На самом же деле, как выясняется, это совсем не так.
От браконьерской, пиратской деятельности "Первореченска", "Водителя" компания все эти годы не имела ни копейки. Всей этой преступной деятельностью, по словам представителей "ЮК-Сервис", занимается бывший соучредитель компании Е.Карицкий, который находится в Японии. Он отказался от российского гражданства и является гражданином… Содружества Доминики. На него указывают в ООО "ЮК-Сервис" как на главного организатора морского беспредела.
Якобы именно он организовывал и набор экипажей (без ведома компании), он нанимал адвокатов в случае конфликтных ситуаций, он же находил средства для возмещения морального вреда потерпевшим… Чем же тогда живет компания? Надеждой на то, что кому-то удастся продать злополучные суда или сдать их на металлолом. Еще тем, что копит долги. Квоты, которые перепадают на ее долю, осваиваются благодаря тому, что заключаются договоры аренды судов с другими компаниями.
В "ЮК-Сервис" сообщили также, что в разные инстанции, в том числе в администрацию области, направлены письма-обращения. В них настоятельная просьба: если в поле зрения кого-либо попадет СРТМ "Водитель", находящийся в море, расценивать этот факт как угон судна и принять меры к доставке его к сахалинским берегам. Судьба "Первореченска" и "Водителя" одна - компания намерена избавиться от них любым путем.
Будет ли положен таким образом конец пиратству? Вопрос остается открытым.
"Советский Сахалин"

WWW.FISHERY.RU

Понравилось? Поделись!
   



Эту новость просмотрели 1136
 

Комментатор: (Мск)

Добавить комментарий
Автор (Ник)
Комментарий


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь
Зарегистрироваться
предыдущаяследующая назад
 

ИА "Тихоокеанский вестник"
« 2006 г. »
« январь »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          


.: Сегодня: 17.10.2021 :.
.: Регионы :.
+Эксклюзив
+Камчатский край
+Дальний Восток и Сибирь
+Россия
+Мировые новости
.: Реклама :.



     вверх