English version
на Камчатке: 28.09.2020 
 
на главную



  ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
  8 924-890-67-19 NEW!
  E-mail @
  8 984-165-44-27 для MMS
  (фото и видео)



  РЕЙТИНГ
  лидеров рыбной
  отрасли России



  ДИКИЕ ЛОСОСИ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  и н т е р н е т - м у з е й
  WWW.FISHMUSEUM.RU



  информационный портал
  КАМЧАДАЛЫ.РУ



  ПРОБЛЕМЫ
  ОТРАСЛИ



  БИЗНЕС


  доска бесплатных
  ОБЪЯВЛЕНИЙ



  ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
  БАЗА



  ИСТОРИЯ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  НАУКА ДЛЯ РЫБАКОВ


  СОХРАНИМ ЛОСОСЬ
  ВМЕСТЕ



  БИБЛИОТЕКА


  архив газеты
  "ТИХООКЕАНСКИЙ
  ВЕСТНИК"



  ФОРУМ


  ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


  ПРОЕКТ ПРООН/ГЭФ

гл. редактор сайта - info@npacific.kamchatka.ru
администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru



последние комментарии

(все комментарии)












при использовании
на сайтах
оригинальных материалов
Рыба Камчатского края
активная ссылка на
www.fishkamchatka.ru
ОБЯЗАТЕЛЬНА

администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru,
тел. 8 (4152) 251927
(с 9:30-18:00 П-Кам).
Факс 8 (4152) 417-553






обмен банером




Камчатский Краевой фестиваль "Сохраним лососей ВМЕСТЕ"
.: в этот день... :.
В 1528 г. ураганом уничтожена испанская экспедиция, исследующая Флориду (уцелело лишь двадцать человек из четырехсот).
В 1542 г. португальский мореплаватель Хуан Кабрильо первым из европейцев увидел Калифорнию.
В 1797 г. родился Федор Литке, русский адмирал, исследователь Арктики, основатель Русского Географического общества.

Новости


Россия



12 июля 2011

Доктор Задворный ставит диагноз

Генеральный директор ЗАО "Мурмансельдь-2" Юрий Задворный - человек разносторонний. Капиталист-рыбопромышленник и бывший член КПСС, не изменивший ей с партиями-новоделами. Патриот России и ее Севера, но все его суда либо построены за границей, либо прошли там глубокую модернизацию, а потому из-за отечественной таможенно-фискальной политики почти все они "незаходные" в порты страны, чей флаг носят. И в то же время более 70 процентов вылова "Мурмансельдь-2" поставляет на Родину.
А еще Задворный - ученый, автор трех монографий и 46 научных статей. Профессор и председатель попечительского совета МГТУ. 15 июня с "сухим" счетом 19:0 защитил докторскую по экономике. Но обращение "здравствуйте, доктор!" щепетильно отвергает: "Рано еще - ВАК пока диссертацию не утвердил".

"Советский" сейчас нецелесообразен

- Юрий Васильевич, а зачем вам все это - монографии, диссертации - надо?
- Ну и вопрос! Во-первых, если человек хочет подольше жить и работать, он должен развиваться. Почему долго живут большие ученые? У них мозги постоянно в работе. А я хочу долго жить. И счастливо.
Во-вторых, есть какой-то опыт, понимание. И преданность этой земле, ставшей второй родиной. Поэтому хочется, чтобы Мурманск не хирел, а развивался. Какие для этого возможности? Только за счет своего уникального положения. Отсюда и тема докторской - "Управление развитием транспортной инфраструктуры северных регионов".
- Не "рыбная" тема. Не видите у отрасли перспектив?
- Почему же не "рыбная"?! Море, рыбный промысел и транспорт связаны неразрывно. Так что тема диссертации очень даже "рыбная".
- И где эти "перспективы и развитие" - в компаниях - "живопырках" с флотом из 1-2 "старичков", в отсутствии плавбаз и транспортных рефрижераторов?
- Плавбазы сегодня Северному бассейну не очень-то и нужны. А вот своих ТРов, да, не хватает. И иностранцы занимают эту нишу. Несколько месяцев назад писал пограничникам что-то вроде докладной записки: показывал на расчетах, что эффективность промсудов, которые приходят на выгрузку в Мурманск, снижается где-то на 30-40 процентов - один такой заход оборачивается потерей примерно 11 суток промыслового времени.
- День рыбака отмечать будете?
- А как же!
- Хотите сказать, у рыбного Мурмана есть будущее?
- В свое время я едва не совершил ошибку жизни. Тогда образовалась "Арктикморнефтегазразведка", специалистов в ранге старпомов и капитанов туда брали с удовольствием, в течение полугода давали квартиру. А я еще молодым специалистом в "Мурманрыбпроме" получил однушку, и двухкомнатную нам с женой и дочерью нужно было ждать лет 10-15, а то и все 20. Сходил в АМНГР, переговорил и собрался перейти. Но дома сел на кухне, попил чайку… И словно кто-то мне сказал: "Нефть и газ - это преходящее, а человек хочет кушать. Поэтому рыбная промышленность - вечная, а значит, всегда будут нужны те, кто рыбу ловит".
Это раз. А два - как ни крути, по итогам 2010 года доля рыбпрома в валовом региональном продукте составила 20 процентов (в предыдущие годы мы не поднимались выше 16-17), и, между прочим, Мурманская область среди всех регионов России занимает по объемам добычи второе место, впереди только Камчатка.
- Эти 20 процентов вызваны ростом рыбпрома или "сдулись" другие отрасли?
- А кто "сдулся"? КГМК? "Апатит"? Нет. Мы по 2010 году дали около 9 процентов прироста - и по добыче, и в пищевой продукции. Стадо тресковых в хорошем состоянии, ученые говорят, что на следующий год может быть увеличена квота и по треске, и по пикше. Поэтому оснований для пессимизма абсолютно нет.
- Может, тогда назовете, сколько сейчас судов на бассейне и сколько было их в "Севрыбе" в эпоху расцвета?
- Ох… К этому можно относиться по-разному. Я всегда привожу такой пример: тогда треска (свежемороженая, потрошеная, без головы) в магазине стоила 48 копеек за кило. Но флота за нее же получали по 2 рубля. То есть фактически четырехкратное дотирование рыбпрома государством за счет нефти и водки.
Поэтому мы и работали во всех районах Мирового океана. А сейчас я скептически отношусь к призывам руководства отрасли выйти в Мировой океан, ловить рыбу в ЮВТО. Я в ЮВТО работал - тогда. А сейчас ни одно коммерческое предприятие не возьмет на себя риски дальних экспедиций. В этом случае срабатывает древняя пословица "За морем телушка полушка, да рубль перевоз". Ну, половим мы ставриды в Тихом океане, привезем в Мурманск, и стоить она будет дороже семги. Кто ее купит? Ради бога, ловить рыбу можно в любом районе и продавать… там же. То есть кормить население Перу или Чили?
- Вы, профессор, считаете, что в том, "советском", виде, флот нынче экономически был бы просто нецелесообразен. Именно поэтому он "измельчал" по числу и судов, и занятых в отрасли?
- Конечно. С другой стороны, мы неизбежно сталкиваемся с рядом проблем. Первая: все меньше людей хотят работать в море. Чем выше уровень развития общества, тем меньше желающих работать в экстремальных или просто непривычных условиях. Люди согласны довольствоваться меньшей зарплатой, но иметь возможность потреблять каждый день блага цивилизации. Моряки, к сожалению, не могут иметь все это, когда они в море. Мы пытаемся отчасти решить эту проблему: спутниковые телефоны, ТВ, создание на судне нормальных жилищных условий. Но их нельзя все же сравнить с возможностями на берегу.
Поэтому, естественно, в рыбную промышленность и вообще в море идет все меньше людей. К тому же с внедрением автоматики экипажи становятся меньше, но пароходы - более производительными. То есть мы ужимаемся по количеству судов, но по объемам добычи и выпуска продукции ужиматься не можем: квоты, которыми обладает Россия, должны облавливаться на 100 процентов.

Я "бомбил" на своей машине

- Нехватка кадров чем вызвана: падением престижа профессии, неадекватной зарплатой или ошибками в кадровой политике и образовательной стратегии?
- В любом споре не бывает стороны во всем абсолютно правой - истина всегда где-то посередине. Так и здесь - задействован весь комплекс перечисленных причин.
Хотя падение заработков… Не стал бы говорить, что заработки сейчас ниже, чем в советское время. Они даже выше в нормальных компаниях. Когда я был капитаном (хотя известно: "Капитан однажды - капитан навсегда"), о зарплате хотя бы в 5 тысяч долларов можно было только мечтать. Сейчас зарплата капитана в районе 8-12 тысяч долларов считается нормальной. Тут просто срабатывает единственный правильный закон, выведенный коммунистами, - закон возрастающих потребностей.
- Ну, капитан - разговор отдельный, наособицу. Каков заработок сегодняшнего матроса?
- Около трех тысяч долларов в месяц. К тому же никто это не учитывает, но в море рыбак ни на что не тратится: питание, проживание, одежда - все бесплатно. Плюс во многих компаниях есть дополнительные соцгарантии - хотя бы беспроцентные ссуды на 2-3 года на приобретение квартиры или машины. Это называется "социальная ответственность бизнеса".
Если говорить о престиже, конечно, надо популяризировать профессию. Вот на собрания рыбопромышленников никто не приходит в форме. Я-то понимаю почему. Многие руководители компаний просто стесняются "бедных" погон: они не то что капитанами не были, выше третьего штурмана по профессиональной лестнице не поднялись - пошли в рост по горизонтали. Им, может, и хочется надеть форму, но стесняются. А уж на улице в Мурманске в форме вообще никого не встретишь.
И, конечно, на падении престижа сказались лихие 90-е: мы приходили с рейса, зарплату задерживали, а семью кормить надо. Я, например, "бомбил" на своей машине. Что, я это буду делать в кителе, с "брошкой" капитана дальнего плавания?
- Студентом в 85-м я приехал на практику на Мурманскую студию телевидения. Лето, новостной голод. Что снимать? Палочкой-выручалочкой был сюжет "приход судна". Снимай хоть каждый день, как очередной траулер пришел с промысла с трудовой победой, и экипаж встречают с оркестром на причале. А сегодня заход промысловика в Мурманск - сенсация. И никаких оркестров…
- Эту традицию начала возрождать Ирина Мокерова (компания "Робинзон"). Было очень приятно снова увидеть торжественную встречу моряков. Совершенно правильное решение.

Если бы не пограничники

- В "Мурмансельди-2" три парохода?
- Да.
- А работающих?
- 157 человек.
- И вы свою компанию флотом называете?
- Как-то не задумывался над этим. Наверное, да, мы добывающий флот. Опять же - не количество судов определяет потенциал компании. Согласно международной статистике "Мурмансельдь-2" в 2010 году занимала 77-е место в мировом рейтинге по объему добычи и 33-е - по прибыльности рыбодобывающих компаний.
- Говорят, что вы чуть ли не единственная компания на бассейне, которая строит современные суда.
- Сейчас это уже не так. Строят и "Робинзон", и "МТФ-3". Я уже не одинок, и это радует.
- А может ли сложиться такая ситуация, что у мурманских флотов - естественно, за вычетом прибрежников - будет два десятка судов и они станут выбирать всю региональную квоту?
- Ну, к этому, вообще-то, все и идет. Это нормальный процесс.
- И сколько на них будет работать моряков?
- Нет, подождите, про "два десятка" это мы хватили. Давайте прикинем: вылов области 700 тысяч тонн делим на 12 тысяч на судно, получается порядка 60 кораблей. Если с запасом, 70. Грубо посчитать, это около трех тысяч экипажа, если по два экипажа на судно - шесть тысяч человек.
- Негусто для рыбного-то Мурмана. Как можно охарактеризовать нынешнее состояние нашего областного рыбпрома?
- Если бы не действия наших доблестных пограничников, его можно назвать стабильным. Даже стабильно улучшающимся. Показатель этого - то, что кроме нас еще три компании строят новые суда. Многие задумываются о том же. Это как раз и говорит, что ситуация стабилизировалась и постепенно улучшается.
- А может, наш флот устарел до такой степени, что иного выхода, кроме как строить новые корабли, нет?
- Есть и другой.
- Покупать на Западе "старичков" предпенсионного возраста?
- Никогда не считал это хорошим выходом. Пароход, он ведь как машина. Сейчас практически все автомобилисты знают: чем старше машина, тем с каждым годом и месяцем растут и растут затраты на поддержание ее в рабочем состоянии.
Мы в "Мурмансельди-2" дошли до того, чтобы эксплуатировать судно 8-10 лет, строить новое, а прежнее, еще не старое, продавать. Этой стратегии способствовало закрепление государством за рыбодобывающими компаниями долей на 10 лет. Кто бы что ни говорил, это был очень позитивный шаг. Десятилетний срок позволяет спроектировать, построить и окупить пароход. В проигрыше те, кто эту стратегию не принял: в Росрыболовстве уже прорабатываются нормативные документы по обрезанию долей тех, кто за эти 10 лет не строил новых кораблей. Могу откровенно сказать, и федеральный отраслевой орган, и правительство в целом делают все, чтобы сохранить стабильность в рыбной промышленности и имеющиеся позитивные тенденции.

Создавать флот на паях

- Что ждет отрасль через 5-10 лет?
- Произойдет - это процесс неизбежный - капитализация отрасли: наиболее успешные компании - те, кто вовремя сориентировался, будут укрупняться. За счет - строить из себя девочку никто не собирается - поглощения мелких предприятий. Это рыночная реальность, и ее не избежать. Во-первых, усилия в этом направлении будут прикладывать федеральные органы. Во-вторых, будет стареть флот небольших компаний, и они просто-напросто не смогут продолжать работу.
Сегодня, если у тебя нет квоты как минимум на три тысячи тонн трески и пикши, ты не в состоянии построить и окупить современный пароход, пусть даже и небольшой, для работы в открытом море. Об этом знают все, в том числе и банки - так что без наличия соответствующей квоты кредит на строительство там не получить.
Поэтому прогнозирую к 2017 году значительное сокращение числа рыбодобывающих компаний. А после 2017-го, думаю, будет и серьезное обновление рыбодобывающего флота на Северном бассейне. Сейчас разрабатывается документация по строительству верфи в Калининграде, которая будет специализироваться как раз на рыбопромысловых судах. Это планы компаний "Финсудпром" - владельца Ярославского судостроительного завода. Поэтому, надеюсь, что и в России будут строиться современные промысловые корабли. Тогда я одним из первых сделаю там заказ.
- Вы уже упоминали дефицит транспортно-рефрижераторных мощностей на бассейне…
- Тому есть объективные причины. Срок окупаемости промыслового судна (в зависимости от вида промысла, размера, стоимости) - от 4 до 8 лет. А транспорта - 12-15. Но мы к этому неизбежно придем - те ТРы, что есть на бассейне, все со значительным износом и долго не продержатся.
- Но ведь даже крупные (по нынешним меркам) добывающие компании не потянут в одиночку даже один современный ТР. Уж не говоря о 3-5. Кто возьмется тогда за возрождение транспортно-рефрижераторного флота? Государство?
- Это будет коммерческая структура. Нужда заставит добывающие компании искать выход.
- Создавать флот на паях?
- Скорее всего, да. Думаю, мы придем к пониманию того, что возможно акционерное общество с участием промысловиков. Пока такого понимания на бассейне нет. Честно скажу, в нынешней ситуации я и сам не сторонник этой идеи. Но со временем изменится ситуация в отрасли, и другой станет ментальность следующего поколения управленцев в рыбной отрасли.
- Так, "Севрыбхолодфлот" мы с вами теоретически уже "возродили". А возможно возрождение в какой-то форме "Севрыбы"?
- В том виде, в котором бассейновое управление существовало в свои последние годы, навряд ли. Сейчас значительно укрепил свои позиции Союз рыбопромышленников Севера. Многие - не крупные, средние - предприятия вошли в его состав. Сегодня СРПС добывает практически столько же рыбы, что и Мурманский траловый флот, теперь это две основные добывающие структуры. Надеюсь, со временем и МТФ присоединится к Союзу, и у нас будет одна координирующая организация.
Беседовал Петр Болычев

Газета "Мурманский вестник"


Понравилось? Поделись!
   



Эту новость просмотрели 824
 

Комментатор: (Мск)

Добавить комментарий
Автор (Ник)
Комментарий


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь
Зарегистрироваться
предыдущаяследующая назад
 

ИА "Тихоокеанский вестник"
« 2011 г. »
« июль »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31


.: Сегодня: 28.09.2020 :.
.: Регионы :.
+Эксклюзив
+Камчатский край
+Дальний Восток и Сибирь
+Россия
+Мировые новости
.: Реклама :.



     вверх