English version
на Камчатке: 08.08.2020 
 
на главную



  ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
  8 924-890-67-19 NEW!
  E-mail @
  8 984-165-44-27 для MMS
  (фото и видео)



  РЕЙТИНГ
  лидеров рыбной
  отрасли России



  ДИКИЕ ЛОСОСИ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  и н т е р н е т - м у з е й
  WWW.FISHMUSEUM.RU



  информационный портал
  КАМЧАДАЛЫ.РУ



  ПРОБЛЕМЫ
  ОТРАСЛИ



  БИЗНЕС


  доска бесплатных
  ОБЪЯВЛЕНИЙ



  ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
  БАЗА



  ИСТОРИЯ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  НАУКА ДЛЯ РЫБАКОВ


  СОХРАНИМ ЛОСОСЬ
  ВМЕСТЕ



  БИБЛИОТЕКА


  архив газеты
  "ТИХООКЕАНСКИЙ
  ВЕСТНИК"



  ФОРУМ


  ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


  ПРОЕКТ ПРООН/ГЭФ

гл. редактор сайта - info@npacific.kamchatka.ru
администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru



последние комментарии

(все комментарии)












при использовании
на сайтах
оригинальных материалов
Рыба Камчатского края
активная ссылка на
www.fishkamchatka.ru
ОБЯЗАТЕЛЬНА

администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru,
тел. 8 (4152) 251927
(с 9:30-18:00 П-Кам).
Факс 8 (4152) 417-553






обмен банером




Камчатский Краевой фестиваль "Сохраним лососей ВМЕСТЕ"
.: в этот день... :.
В 1803 г.  русский мореплаватель И. Крузенштерн начал первое русское кругосветное плавание.
В 1932 г. приказом Наркомснаба СССР № 718 создан трест "Союззаготрыбторг"
В 1947 г. плот "Кон-Тики" с норвежским исследователем Туром Хейердалом пересек Тихий океан.

Новости


Эксклюзив



21 июня 2010

От вопросов - к ответам

Странно, но статья Игоря Быстрова "Пять лет в законе" осталась практически незамеченной - ее просмотрело чуть больше 250 посетителей, хотя именно в этой статье содержатся ответы на многие вопросы, которые наши читатели направили руководителю Центра общественных связей Федерального агентства по рыболовству Александру Савельеву и на которые последний, в силу своей большой занятости, как он нам сообщает, так и не смог до сих пор ответить.
Это попытался сделать И. Быстров - сахалинский оппонент Росрыболовства. Поэтому мы вновь обращаем внимание наших читателей на эту важную для понимания происходящих в рыбной отрасли событий и ждем ваших комментариев или ваших новых вопросов.
Администрация сайта "Рыба Камчатского края"
* * *

Пять лет в законе

Уже пять лет рыбохозяйственный комплекс страны работает по закону. Закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Написать статью об итогах "пятилетки", не в толстый академический журнал, а в газету, подтолкнула студенческая курсовая работа. На тему "Проблемы управления прибрежным рыбохозяйственным комплексом Сахалинской области". Вроде все было как обычно, просмотрел работу - все есть: общие проблемы российского рыболовства, проблемы прибрежного промысла, своеобразие отрасли в региональном аспекте. Цифры в аналитической части совпадают с официальной статистикой, предложения из разряда очевидных, в списке литературы, даже мои работы упомянуты. Вывод поразил, автор считает, что бывшему рыбацкому городу, теперь селу Чехов, в котором она живет, рыболовство абсолютно ничего не даст. На защите, добросовестная и дерзкая девчушка, на мой вопрос, почему она так считает, ответила: "Если в разных материалах: аналитической записке Счетной палаты РФ 2001 года, материалах к заседанию Госсовета 2007 года, и современной аналитике объемы вылова, проблемы и предложения совпадают, значит, развития нет, а нет развития - нет и перспектив". На этом можно было бы поставить точку. Если согласиться с таким ответом, перспектив нет не только у села Чехов, перспектив нет у рыболовства. И действительно, если проанализировать вышеназванные документы, то картина складывается удручающая.
Советский Союз занимал 1 - 2 место в мире, добывая около 11 млн. тонн. С 1994 года до настоящего времени вылов стабилизировался в пределах от 3 до 4,2 млн.тонн. С того времени вошло в традицию, каждый из 12 последних руководителей отрасли обещал в каждом следующем году достигнуть верхней отметки. И нынешнее руководство отдает дань традициям: "Россия в 2009 году планирует увеличить вылов рыбы почти на 1 млн тонн - до 4,2 млн тонн, сообщил "Интерфаксу" руководитель центра общественный связей Росрыболовства Александр Савельев". В 2009 году этого результата не достигли. Руководство Росрыболовства перенесло преодоление рекордной высоты на 2010 год.
Сложно сказать за счет чего будет увеличен вылов по сравнению с прошлым годом, ведь он формируется более чем на 70% промыслом 4 объектов (минтай, лосось, сельдь, треска). Да, обстановка в Охотском море оказалась благоприятной, чего не скажешь о прогнозе вылова в Беринговом море и прогнозе на предстоящую лососевую путину. Победные реляции Росрыболовства о превышении прошлогоднего вылова на эту дату в 272 тыс.тонн - это дополнительные 227 тыс. тонн охотоморского минтая, 42 тыс. тонн дополнительного вылова трески и других объектов в Северном бассейне и около 2 тыс. тонн в конвенционных районах и Мировом океане. Остальные бассейны дают сегодня снижение вылова.
Необходимо признать, что качественных положительных изменений в структуре промысла с 1994 года не произошло. Мы полтора десятка лет говорим о стимулировании промысла сайры, кальмаров, водорослей, о выходе российского рыболовства за пределы исключительной экономической зоны России, о создании условий для аквакультуры, использования промысла ресурсов прибрежной зоны и т.д., но движения нет.
За что ни возьмись: обновление флота - в стадии обсуждения; организация оборота рыбы и морепродуктов на биржах - в начале превратилась в идею возрождения распределительной системы через магазины "Океан", в итоге трансформировалась в несколько киосков и гламурный фестиваль "Рыба ждет!". Можно долго перечислять, но есть ли смысл? У руководства отраслью в очередной раз сменились приоритеты. Видимо, обновить флот, стимулировать промысел недоиспользуемых объектов или просто реализовать ФЦП "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах", которая выполнена в 2009 году только на 46 % (и это в кризис, когда деньги в особой цене), невозможно без передачи полномочий от Россельхознадзора, ФПС, МВД и субъектов федерации Росрыболовству. Откуда такая уверенность, что не пойдут у нас рыбаки ловить колючего краба или щипочека без передачи Росрыболовству функций контроля и регулирования рынка рыботоваров?
Студентка во много права. Ситуация, сложившаяся в рыбохозяйственном комплексе, не побуждает ни финансовые институты, ни бизнес к вложениям, направленным на развитие чего бы то ни было, кроме гарантированного десятилетними договорами на закрепление долей квот на вылов водных биоресурсов. Как показал "сахалинский" конфликт ни наличие лососевого рыбоводного завода, ни наличие договоров на пользование рыбопромысловым участком (РПУ), не гарантируют пользователя от форс-мажорных приказов Росрыболовства. Да и наличие прав на флот не дает гарантий на его использование.
Странная ситуация с одной стороны принятый в 2004 году Закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" заложил основы для устойчивого развития российского рыбохозяйственного комплекса и даже былые скептики теперь признают, что несмотря на имеющиеся в нем недостатки, Закон рабочий. С другой стороны прошло пять лет, а видимых достижений, за исключением предоставления бизнесу десятилетнего права на осуществление рыболовства по объектам, на которые устанавливается общий допустимый улов, нет.
Конечно, после десятилетия ежегодной неуверенности, периода аукционного беспредела, когда практически все рыбаки были переведены в браконьеры, десятилетнее закрепление - очень мощный стимул. По мнению большинства рыбопромышленников, 166-ФЗ позволяет создать аналогичные механизмы во многих сферах рыбохозяйственной деятельности. Почему они не создаются?
Причин много, от - не успели за пять лет, до - сами ловить, зарабатывать будем (имею в виду не личности, а госорган). Присутствует и непонимание, а скорее игнорирование сущности происходящих в рыболовстве процессов, места и роли объектов правоотношений в отрасли.
К примеру, одна из проблем связанных с рыбопромысловыми участками. Для ведения промысла необходимо, как минимум создать условия. Не только бытовые для рыбаков, но и обеспечить техническую возможность ведения лова, перегрузки, а на отдаленных участках, первичной обработки и хранения сырца. Для этих целей на побережье ставят строения, так называемые рыболовецкие станы. Законодатели предусмотрели необходимость земельного участка для пользователя РПУ, было определено, что:
- Рыбопромысловый участок состоит из акватории водного объекта или ее части и прибрежной полосы суши;
- Использование рыбопромыслового участка осуществляется в соответствии с законодательством о водных биоресурсах, водным и земельным законодательством.
Но, не справившись с межведомственными согласованиями при подготовке порядка заключения договоров на пользование РПУ, отраслевой штаб просто внес изменения в статью 18 закона. Теперь РПУ - состоит из акватории водного объекта рыбохозяйственного значения или ее части. И согласование и доказывание необходимости землеотвода теперь дело самого пользователя.
Сахалинская прокуратура уже вынесла предписания на снос ставшими незаконными строений. Да это полбеды, технологически рыбак не может ловить в море, без наличия участка земли. Вопрос, который нам уже задают, на каком основании бизнес использует общественный ресурс, не имея даже временного землеотвода для причаливания лодок, растяжки снастей, погрузочных операций? Кто-то скажет, что эти поправки внесли при прежнем руководстве, но какая разница? Много, очень много говорим о заселении прибрежных территорий дальневосточных субъектов, спорим о соотношении промышленных и прибрежных квот, просим ФСБ России упростить процедуру пересечения госграницы прибрежным флотом, просим разрешить маломеркам работу в темное время суток - зачем?
С 03.12.2008 прибрежного рыболовства не стало. Частью 2 статьи 20 нашего Закона определено: "Прибрежное рыболовство допускается осуществлять с предоставлением рыбопромыслового участка во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, а также без предоставления рыбопромыслового участка в определенных Правительством Российской Федерации районах континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации". Территориальное море (12 миль), за исключением узкой 2-3 километровой прибрежной полосы для прибрежников закрылось, боюсь навсегда. Районы Правительством не установлены, да и позиция Росрыболовства, озвученная на заседаниях ДВНПС, установление районов в обмен на заход крупнотоннажного флота в территориальное море не оставляет надежд. Между тем с предприятиями заключены договора с субъектами федерации на 10 лет. Право есть, реализовать негде. В дальневосточной прибрежке остались только ресурсы акваторий рыбопромысловых участков. С застарелыми проблемами, право на воду у одних, право на лов у других. Правовой нигилизм в рыболовстве - не более чем следствие нормотворческих усилий ведомства.
Чем лучше поправка в статью 6 о запрете промысла судами, построенными под гарантии России? Поправка относилась ко всем судам не принадлежавшим на праве собственности российским компаниям, но посмотрите бербоут- чартерные реестры того времени, за редким исключением все суда, кроме этих проектов, внезапно стали российскими. Наши рыбаки в мгновенье ока разбогатели и рассчитались за флот, или получили его в подарок? Скорее мы опять, этим решением, помогли нашим бедным соседям (Японии, Китаю, Южной Корее) организовать прямой доступ к нашим ресурсам. О мотивах, сподвигнувших на этот шаг Росрыболовство, рассказал бывший директор ФГУП "Нацрыбресурсы". Добавить нечего.
Я упомянул село Чехов, в масштабах страны, его и не заметить. Но Невельск, бывшая рыбацкая столица Сахалинской области, после землетрясения известен всей стране. Город восстановили, ставший малоэтажным, он с виду похож на приморские канадские провинциальные городки. Только улицы поуже, да асфальт похуже, но это привычно. Сердце города, морской порт, не работает. Хотя Правительство регулярно планирует выделение денег на его восстановление, движения нет. ФГУП "Невельский морской рыбный порт" - банкрот и до прекращения процедуры деньги вкладывать нельзя, хотя ситуация анекдотичная. Государство задолжало само себе и населению (Росрыболовство - Минфину, плюс заработная плата работникам), практически вся сумма - неуплаченные налоги, а неприятности не у чиновников, а у населения. Налогоплательщики, стали заложниками ситуации, а госслужащие, действующие от их имени и по поручению, продолжают обещать решить проблему. И виноватых нет.
О стеркодерах, в составе экипажей которых были, и могли бы быть невельчане, ведь не просто общеизвестно, но и государственными органами установлено, что цена судна по контракту не соответствовала сложившейся на аналоги, и гарантированными государством объемами суда ни разу не наделялись, а никого не привлекли. Однако, суда не наши, ловить не будут, а долг стал нашим, мы его для этого и ВЫКУПИЛИ. Театр абсурда. Прямо по Крылову "у сильного всегда бессильный виноват". В ответе за все, как обычно, население, отвечающее своим благополучием за безалаберность, а может быть и прямую заинтересованность отдельных чиновников.
Это не первый и не последний долг в истории рыночных отношений, механизмы урегулирования таких конфликтов общеизвестны, просто не надо там, где не заработаешь на рубль, больше двух рублей, пытаться выжать десять, это уже не реально, время браконьерской вольницы ушло.
Все ресурсы расписаны и посчитаны, больше, чем этим судам перепадет объемов, они не заработают. Наверно, если захотеть, то отобрать их у нынешних владельцев можно, но с любым новым владельцем будет заключено либо соглашение на погашение долгов на срок, превышающий судовой ресурс, с последующим форс-мажором, либо долги будут реструктурированы с учетом неисполнения своих обязательств органами госвласти и компенсации расходов за вынужденный простой в размерах, не превышающих технических возможностей этого класса судов. Кому выгодно не решать проблему?
Выход этих судов в море существенно изменит ситуацию на рынках минтая и других объектов тралового и ярусного лова и не в пользу внедрившихся в российский промысел торговых структур из стран Юго-Восточной Азии. При наличии этих судов у Камчатки и Сахалина резко возрастет освоение объемов в прибрежном рыболовстве… Банкиры понимают, как зарабатываются деньги и, если они оттягивают время их получения, значит процессом управляют не финансы.
Да, многие проблемы в отрасли решаются, но как? Мурманск, возникли проблемы с реализацией живой и охлажденной рыбы, решены в одночасье, Приехал премьер и в режиме "ручной настройки экономики" запустил механизм. Дальний Восток, Росрыболовство, не сумев своевременно создать условия для нормального прохождения наших рыботоваров за рубеж, генерировало идею повышения вывозных пошлин на эти товары. Ситуация разрешена, президент ассоциации, объединившей в своих рядах промысловиков минтая, просто сообщил, что никому на руководство ФАРа жаловаться не будет, они просто этого не допустят. Обновлением флота занялся лично Президент страны, даже рыболовы любители нашли себе защитника от Росрыболовства, в лице первого вице-премьера, курирующего вопросы рыболовства. Посмотрите на повестки и протоколы заседаний правительственной комиссии по рыболовству, возглавляемой этим первым вице-премьером, в последнее время иначе, чем исправлением ошибок, сделанных ведомством, это назвать нельзя.
Наверное, это и есть ответ на вопрос, почему имея не только собственный, неидеальный, но вполне рабочий закон, и четко сформулированные перед отраслью, в государственных программных документах цели и задачи, подкрепленные строками в бюджете, мы топчемся на месте. Руководитель Росрыболовства часто повторяет: "Когда государство раздает карты, а затем говорит, что мы будем играть в домино, сложно ожидать, что рыбаки будут вкладывать деньги в перспективу". Как здесь Фрейда не упомянуть. Технология проста, поясню на примере реализации пункта 21 перечня поручений Президента России по итогам заседания президиума Госсовета 31 августа 2007 года. Это поручение подготовить поправки в законодательство о передаче полномочий субъектам федерации в части организации прибрежного рыболовства. Росрыболовсво забило, используя доминошную терминологию, конец. Внеся изменения в статью 20 Закона "О рыболовстве", ФАР оставил субъектам только теоретическую возможность организации рыбопромысловых участков для организации прибрежного рыболовства в территориальном море и внутренних морских водах, за исключением анадромных, катадромных и далеко мигрирующих ВБР. Сфера применения, заключенных с субъектами десятилетних и ежегодных договоров, уже сократилась с территориального моря, до акваторий РПУ. ФПС на Курилах пока только нарабатывает административную практику. Вы просили полномочий? Получите.
Вопрос попросту потерял былую актуальность. Пройдитесь по перечню поручений Президента, большинство проблем не решено, Росрыболовство очень технично "забило концы". Передача в концессию государственных ЛРЗ, забито вводом нового ресурса (объемы для регулирования производителей…). Разработать и внести проект закона об аквакультуре: внесли, положили, но в таком виде, что его необходимо полностью перерабатывать. Разработать нормативные правовые акты, обеспечивающие оперативное регулирование промысла анадромных видов рыб. Разработали, полностью выхолостив комиссию по анадромным, оставив губернаторам, лишь право подписи протокола решений комиссии. ФАР фактически уже сделал "рыбу" Закону "О рыболовстве". Зачем, фактически заблокировав развитие многих направлений рыболовства, агентство просит новых полномочий? Или расчет на то, что если эти направления кому-то нужны, то нуждающиеся за ценой не постоят? Ведь "Рыба ждет!" Студентке я ответил, что перспективы у российского рыболовства есть, есть перспектива и у ее селения, то, что сейчас происходит, обычное явление периода первоначального накопления капитала, и он заканчивается. В отрасли уже определились основные игроки в промысле большинства высокодоходных объектов промышленного рыболовства. Нынешний конфликт вызван стремлением рыбоводов, бизнеса, специализирующегося на промысле анадромных, и рыбаков прибрежников работать в аналогичных созданным для промышленного рыболовства в исключительной экономической зоне страны, установленных законом, условиях.

"Руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний сегодня откроет Фестиваль российской рыбы и морепродуктов.

В рамках официального открытия, которое состоится в новом московском ресторане La Maree, именитые шеф-повара, звёзды эстрады и телевидения, депутаты и сенаторы, руководители ведомств и компаний станут участниками грандиозного шоу и мастер-класса российской рыбной гастрономии.
Фестиваль российской рыбы и морепродуктов продлится вплоть до главного съезда отрасли - Международной рыбохозяйственной выставки Interfish, которая состоится в Москве с 22 по 29 октября. Программа фестиваля включает мероприятия по спортивной и любительской рыбалке, праздники первой рыбы в приморских регионах страны, торжества по случаю Дня рыбака 11 июля, рыбные ярмарки выходного дня. В рамках Фестиваля состоится презентация нового журнала "Популярное рыболовство. Для тех, кто ловит", будет издана книга эксклюзивных рыбных рецептов, пройдут дегустации и рыбные дни. Программа разворачивается на фоне всероссийской социальной рекламной кампании, инициированной Росрыболовством, под слоганом "Рыба ждёт!" - информация размещена на сайте Росрыболовства 27.05.2010 года. Знаком немного с Миди Дусом, руководителем кампании La Maree, он просил проконсультировать его по поводу организации поставок живой и охлажденной рыбопродукции из нашей области. Показал мне перечень из трех десятков интересующих его объектов. 17 объектов из этого списка обитают в водах нашей области, но:
- одни как, например, сима отсутствуют в промысле, они распределяются только на любительское рыболовство и рыборазведение, другие, из этой группы, давно облюбованы браконьерами и механизма перевода их в официальный промысел пока нет;
- промысел объектов второй группы, например, колючего краба, в монополии у нескольких фирм, имеющих свои планы по реализации им принадлежащего;
- третьи объекты, такие как петушки и устрицы выловлены еще до начала сезона промысла, да и было их всего ничего - 8 тонн;
- четвертая группа, представленная рудитапесом и нукуляной (мелкие ракушечки, обитающие на литоральной части РПУ) экономическую ценность приобретают только при самостоятельном промысле, что уже невозможно и т.д. до конца списка.
Еще два года назад, нормативная правовая база позволяла организовать поставки практически всех 17 объектов. Теперь прежние варианты купированы, новых нет. Насколько мне известно, до сего дня поставки не налажены. Для тех, кто слышит и помнит слоган "Рыба ждет!" - звучит как констатация того факта, что потребитель её не получит, потому что рыбакам существенно ограничили возможности промысла. По сути же, это диагноз состояния отрасли, собственноручно поставленный ей компетентными людьми, её руководителями. В одном популярном фильме герой рассуждает, "переводить старушек через дорогу, всегда было хорошо". Прибрежное рыболовство, рыболовство во внутренних водных объектах, товарное рыбоводство, искусственное воспроизводство лишились энергетики, данной им в законом 2004 году, становятся немощными и несамостоятельными. Может просто нужно помочь им перейти дорогу? Благодарное население окраинных побережий России в долгу не останется.
И. БЫСТРОВ,
кандидат экономических наук, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Южно-Сахалинского филиала Тихоокеанского государственного экономического университета.

Рыба Камчатского края


Понравилось? Поделись!
   



Эту новость просмотрели 7846
 

Комментатор: (Мск)

Добавить комментарий
Автор (Ник)
Комментарий


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь
Зарегистрироваться
предыдущаяследующая назад
 

ИА "Тихоокеанский вестник"
« 2010 г. »
« июнь »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        


.: Сегодня: 7.08.2020 :.
.: Регионы :.
+Эксклюзив
+Камчатский край
+Дальний Восток и Сибирь
+Россия
+Мировые новости
.: Реклама :.



     вверх