Россию корежит от беззакония. Развёрнутые под громкими лозунгами, обычно к каким-нибудь датам, выборам, например, очередные кампании по борьбе "с" или "за" кончаются последствиями нулевыми. Не так давно взбурлила борьба с неплательщиками зарплаты. Звону было много, о результатах ничего не слышно. Почему?
Четыре года назад в разгар этой кампании бывший генпрокурор Устинов с высоких трибун громил негодяев из руководства некоей корсаковской фирмы, не выплативших зарплату более чем 450 рыбакам. И хотя генпрокурор путал название предприятия, все на Сахалине знали - речь идёт о ООО "Пролив".
Действительно, летом 2004г. десятки моряков с добывающих судов этой фирмы начали обращаться в суды и прокуратуры Приморского края. Генпрокуратура также сработала без проволочек, поставила дело на "особый контроль". Депутатский запрос и решение Генпрокуратуры поспешили отфутболить на Сахалин, по месту нахождения нехорошей компании. Где и было возбуждено уголовное дело по факту преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 145.1 УК РФ.
Довольно быстро Сахалинская транспортная прокуратура установила количество потерпевших - около 550 человек - и сумму задолженности - примерно 34000000 рублей. Оставалось найти виновных.
ЦЕНА-48О млн.
Примерно в то же время аналогичные уголовные дела были возбуждены на Камчатке против гендиректора ОАО "УТРФ-Холдинг" и генерального директора ОАО "УТРФ-Камчатка" Е. Б. Мардерфельда и С. А. Потапова. Там потерпевших - 400 человек, сумма задолженности по зарплате - около 20 000 000 рублей.
На первый взгляд - простое совпадение. Однако суда, находящиеся в оперативном управлении у "Пролива", принадлежали ОАО "УТРФ-Холдинг", затем-ОАО "УТРФ-Камчатка". Генеральным директором "Пролива" с 2002 г. был всё тот же Потапов, а Мардерфельд был одним из учредителей ООО "Пролив", впрочем, как и Потапов.
В декабре 2004 г. Мардерфельда взяли под стражу, а Потапов "подался в бега" и был объявлен в федеральный розыск.
Свято место пусто не бывает, и с уходом из активных игроков "Пролива" Потапова и Мардерфельда в подковерные игры вокруг "Пролива" вступили новые действующие лица, которые объявили работникам ООО "Пролив" и ООО "Ракитино-2", что они купили компанию-учредитель обоих предприятий ТПГ "Океан", расположенную в Москве.
Вот в этот период, осенью 2004 г. - зимой 2005 г., и началась непрерывная цепь предательств, "подстав", фальсификаций, лжесвидетельств, "кидалов" и иных деяний и странных смертей, крепко связанных с ООО "Пролив". А вернее, с борьбой, развернутой вокруг движимых и недвижимых активов предприятия.
А бороться было за что. За 2003 год и до середины 2004-го через расчетные счета предприятия прошло более 480000000 рублей. Фирма обладала несколькими судами и солидными квотами на ВБР.
"РОГА И КОПЫТА"
Еще до того, как Мардерфельд стал "политическим узником" и жертвой рейдер-ских захватов" - так его поименовала одна правозащитная организация, - а Потапов срочно покинул Камчатку - лечить застарелую астму и получать инвалидность (предположу, что на всякий случай), представлять интересы "Пролива", а по большому счету свои, они привлекли юриста А. А. Мастеркова.
По счастливому совпадению Мастерков оказался сыном председателя Сахалинского областного суда (на то время) Н. Г. Мастерковой, а также исполнительным директором "Региональной общественной организации "Юридическое сообщество Сахалинской области" (далее - РОО "ЮССО"), созданной 2 марта 2004 г. и объединяющей 86 судей, двух работников судебного департамента, одного помощника председателя областного суда, одного депутата и его помощника, одного адвоката и 11 преподавателей юриспруденции (цитирую по протоколу конференции РОО "ЮССО" от 3 марта 2006 г.). Причём договор об оказании юридических услуг был подписан не с юристом Мастерковым, а в его лице с РОО "ЮССО", т. е. со всеми 86-ю судьями и т. д.
НЕЗАКОННЫЕ ЗАКОННИКИ
Основной задачей РОО "ЮССО", на мой взгляд, было отбить претензии Южно-Сахалинского отделения Сбербанка РФ на возврат порядка 280 000 000 руб., которые "Пролив" к тому времени задолжал, а также оказывать юридические услуги в рамках уголовного дела о невыплате зарплаты. Не знаю, случайно или нет, но с задачей Александр Александрович справился, на мой взгляд, успешно. За небольшие в общем-то деньги - 36 000 000 рублей.
Результатом этого сотрудничества стал интересный результат: крупнейший и сильнейший игрок на поле "Пролива", имеющий, как мне кажется, наибольшие права на активы предприятия, Сбербанк, поборовшись немного в арбитражных судах, довольно быстро бдулся и продал (переуступил) свои права требования долга, по моим сведениям, за 15000000. рублей. Разгорелся скандал.
3 марта 2006 года, когда скандал вокруг РОО "ЮССО" обещал перерасти в нешуточный, участники его самораспустились. При этом уверяли самих себя и окружающих, что денег они не получали, с позиций ни одной из сторон в конфликте вокруг "Пролива" не участвовали.
Но даже скандал не помешал Мастеркову создать новое сообщество, на счета которого со счетов "Пролива" незаконно, как утверждают, была перечислена крупная сумма.
МАХИНАТОРЫ
Тут самое время вернуться к невыплате зарплаты. Сократив путем непонятных вычислений число потерпевших с 550 до 6 (!) человек (на Камчатке по делу "УТРФ-Холдинг" - то же самое), Сахалинская транспортная прокуратура принялась искать виноватых. И "неожиданно" выяснилось, что Потапов с июня 2003 г. уже не гендиректор "Пролива". Таковым, по версии следствия, стал И. К. Леонов. Последний, правда, это отрицал. Говорил, что был директором Владивостокского филиала ООО "Пролив". Уверял, что заявлений на этот счет не писал, с приказами о своём назначении не знакомился, в них не расписывался. Показывал трудовую книжку.
Что касается копии решения № 39 по ТПГ "Океан" о снятии Потапова и назначении Леонова, которое "нашлось" в материалах уголовного дела, то и в отношении него ничего объяснить не мог. Объяснила, правда, и. о. генерального директора ТПГ "Океан" А. Б. Лиховцева - в нотариально заверенном заявлении, приобщенном к материалам судебного заседания. Она заявила, что такого решения не принимала, не подписывала и печать не ставила.
ФАЛЬСИФИКАТОРЫ
Следствие в эти тонкости вдаваться не стало, но, продолжая именовать Леонова генеральным директором ООО, обвинение предъявила мне, Р. С. Резонову, бывшему исполнительному директору всё того же "Пролива". Хотя по букве и духу закона отвечает руководитель. Если, по версии следствия, генеральным директором был Леонов, так и предъявлять претензии должны ему!
Но выбор почему-то пал на меня. И начался сбор, а вернее - фальсификация доказательств.
Во-первых, главный бухгалтер ООО "Пролив" Г. А. Швыркова передала следствию две копии генеральных доверенностей Резонову, то есть мне, якобы от имени Леонова. Леонов выдачу доверенностей не подтвердил ни разу. Ни до суда, ни в суде. Рискуя, между прочим. Тем, кто не в курсе, поясню: доверенность, даже в подлиннике, не является документом, по которому передаются властные полномочия от руководителя другому лицу.
Но для сахалинских прокуроров истина эта не является бесспорной. Причём при полном отсутствии контраргументов.
Затем бывший тогда сахалинским транспортным прокурором В. Н. Дедов вносит свою лепту в процесс фальсификации доказательств, приобщая к материалам уголовного дела полторы сотни банковских платежных поручений, подписанных якобы Резоновым.
СХЕМА УВОДА
Скажу сразу, платежные поручения я действительно подписывал. В период с 2001 по 2003 год. На основании подписанного Мардерфельдом распоряжения № 14: так уж сложилось, понимаешь, что гендиректор постоянно в разъездах, а деятельность предприятия требует перевода денег.
Вот пусть исполнительный директор Резонов, чаще находящийся на Сахалине, и подписывает платежки. Именно подписывает по распоряжению руководителя, а не распоряжается финансами, на что в распоряжении содержится прямое указание.
Подписывать платежки предписывалось по указаниям Леонова и Потапова. На практике Леонов никаких распоряжений не давал, вскоре был отозван в московский офис ТПГ "Океан", где и пробыл до осени 2004 г., после чего был отправлен во Владивосток директором филиала ООО "Пролив". В разгар, замечу, следственных действий по невыплате зарплаты. Подписание же финансовых документов происходило следующим порядком. В бухгалтерии представительства ООО "Пролив" в Южно-Сахалинске под контролем главного бухгалтера Т. А. Швырковой составлялись платежные поручения, на которых я ставил подпись.
Вначале, буквально следуя духу и букве распоряжения, я перезванивал Мардерфельду и Потапову, которые перемещались по стране и миру довольно интенсивно, и застать их на телефонах не всегда удавалось. Очень быстро такая практика стала вызывать раздражение гл. бухгалтера и учредителей. Дескать, чего ты перепроверяешь, Роман Семеныч? Пока ты нас ищешь, время уходит. Что, учитывая разницу часовых поясов, серьезно нарушает график оплат. Если главбух приказала напечатать платежки и принесла к тебе на подпись, значит, всё проверено и согласовано. Со Швырковой-то у нас связь постоянная.
Роман РЕЗОНОВ
Рыба камчатского края |