English version
на Камчатке: 04.07.2022 
 
на главную



  ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
  8 924-890-67-19 NEW!
  E-mail @
  8 984-165-44-27 для MMS
  (фото и видео)



  РЕЙТИНГ
  лидеров рыбной
  отрасли России



  ДИКИЕ ЛОСОСИ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  и н т е р н е т - м у з е й
  WWW.FISHMUSEUM.RU



  информационный портал
  КАМЧАДАЛЫ.РУ



  ПРОБЛЕМЫ
  ОТРАСЛИ



  БИЗНЕС


  доска бесплатных
  ОБЪЯВЛЕНИЙ



  ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
  БАЗА



  ИСТОРИЯ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  НАУКА ДЛЯ РЫБАКОВ


  СОХРАНИМ ЛОСОСЬ
  ВМЕСТЕ



  БИБЛИОТЕКА


  архив газеты
  "ТИХООКЕАНСКИЙ
  ВЕСТНИК"



  ФОРУМ


  ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


  ПРОЕКТ ПРООН/ГЭФ

гл. редактор сайта - info@npacific.kamchatka.ru
администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru



последние комментарии

(все комментарии)












при использовании
на сайтах
оригинальных материалов
Рыба Камчатского края
активная ссылка на
www.fishkamchatka.ru
ОБЯЗАТЕЛЬНА

администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru,
тел. 8 (4152) 251927
(с 9:30-18:00 П-Кам).
Факс 8 (4152) 417-553






обмен банером




Камчатский Краевой фестиваль "Сохраним лососей ВМЕСТЕ"
.: в этот день... :.
В 1924 г. Управление рыбной промышленности Наркомпрода СССР передано в ведение ВСНХ СССР
В 1986 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Социалистического Труда труженикам рыбохозяйственной отрасли страны: Антошкину А.В., Бутримову В.Т.

Новости


Мировые новости



21 мая 2009

Морские династии Латвии

При знакомстве с историей латвийского торгового флота и морского образования обращают на себя внимание несколько имен. Это настоящие династии моряков - капитанов, преподавателей, предпринимателей, представители которых сыграли значительную, если не сказать выдающуюся, роль в становлении морского дела в Латвии.

От "Луизы" до "Красина", от Святой Анны до ордена Ленина

Кристиан Даль и Альфред Даль

С именем Кристиана Иоганна Даля (1839-1904) связана морская школа в прибрежном поселке Айнажи - первая ласточка в масштабном проекте Кришьяна Валдемара.
Как и его однофамилец, создатель знаменитого словаря русского языка, Даль был швед по происхождению. Он родился в 1839 году в Таллине (Ревеле) в семье корабельного мастера-плотника и общее образование получил в уездной школе и гимназии в своем родном городе. В возрасте 24 лет Кристиан начал регулярно выходить в море. В 1857 году он окончил Рижскую морскую школу. Но лишь в 1866 году, уже обладая большим мореходным и педагогическим опытом, 38-летний капитан парусника и преподаватель морского дела получил официальный диплом капитана дальнего плавания.
Обладая незаурядными способностями к языкам, кроме шведского и эстонского он владел латышским, финским и немецким, прилично знал французский, английский, голландский и датский и при необходимости мог объясниться на русском. Благодаря этим качествам, а также умению четко выражать свои мысли и доносить их до слушателей в 1864 году капитан парусника Katarina К. Даль был приглашен на должность начальника Айнажской школы. Эту работу он выполнял, не получая зарплаты (так как до 1867 года школа не имела официального статуса), продолжая выходить в море. Не в последнюю очередь основываясь на опыте преподавательской работы К. Даля, российский Сенат принял разработанный К. Валдемаром закон о морских школах. Позже в жизни Даля произошли события, которые продемонстрировали его незаурядный талант морехода и исследователя.
В 1876-1877 гг. вместе с Н. Раудсеппом он возглавил две арктические экспедиции. Выйдя из немецкого порта Любек, пароход Luiza миновал британский порт Халл, норвежский Трумсе и через Северный Ледовитый океан достиг устья сибирской реки Обь. В 1877 году исследователи дошли до города Тобольска, открыв, таким образом, северный торговый морской путь из Западной Европы в Сибирь. В устье Оби экспедиции вели метеорологические наблюдения, занимались описанием обских берегов, обследовали крупнейшие песчаные отмели, острова, течения, с помощью астрономических наблюдений определяли координаты географических пунктов устья Оби. Благодаря этим сведениям мореплаватели, которые в будущем проходили бы тем же маршрутом, могли избежать многих трудностей. Предметами изучения стали также обычаи, язык, особенности хозяйства местного населения - все то, что помогло бы наладить с ним успешную торговлю.
В течение всей жизни преподавание оставалось для Кристиана Даля одним из важнейших занятий. Он участвовал в конгрессе учителей школ нового типа в Москве, редактировал латышский перевод немецкого "Катехизиса мореходства для мореходных школ и домашнего обучения", изданного в 1869 году. К. Даль возглавил Лиепайскую морскую школу, оказавшуюся на грани закрытия, и сумел не только спасти положение, но и создать для школы запас прочности еще на долгие годы. Его заслуги были отмечены российскими орденами Св. Анны и Св. Станислава.
Сын Кристиана Даля, капитан дальнего плавания Альфред Александр Даль (1876-1923), в 1900 году окончил Лиепайскую морскую школу, которой руководил его отец, и сам работал в ней с 1902 года. После смерти К. Даля к Альфреду перешла должность начальника школы, которую он возглавлял до 1915 года.
К. Даль и А. Даль были похоронены в Лиепае.

Янис Брейкшс и Эрих-Максис Брейкшс

В судьбе старинной фамилии Брейкшс, которую носили многие известные общественные деятели Латвии (в том числе первый латыш, ставший генералом российской царской армии), отразились самые сложные маршруты латвийской истории XX века.
Преподаватель морского дела Янис Брейкшс (1850-1915) с 1870 по 1872 год получил педагогическое образование на Балтийском семинаре учителей. В 1876 году он окончил морскую школу в Гамбурге и тогда же возглавил Мангальскую морскую школу. Под его руководством она в 1902 году стала крупнейшим в Российской империи по числу воспитанников морским учебным заведением третьей (высшей) категории для моряков дальнего плавания.
Брейкшс прилагал большие усилия, чтобы его школа превратилась в максимально "самодостаточное" учреждение. На практике это означало право создавать свою комиссию, которая могла бы на месте экзаменовать выпускников. К своей цели Я. Брейкшс продвигался с переменным успехом и окончательно достиг ее в 1900 году.
Он написал несколько учебников по морскому делу и параллельно с академической карьерой занимался предпринимательской деятельностью, которая также была связана с морем. Руководитель Мангальской морской школы принял участие в основании судоходной компании Austra и в 1887 году стал одним из ее директоров.
Но школа оставалась главным делом Я. Брейкшса, которому он отдал почти 40 лет своей жизни. Судьба школы и судьба ее директора, удостоенного ордена Cв. Владимира, были связаны настолько тесно, что почти одновременно пришли к своему драматическому финалу. После начала Первой мировой войны Мангальская морская школа подлежала эвакуации в тыл. В условиях, когда линия фронта постоянно приближалась, имущество школы в спешке вывозили в разные места России.
Стараясь если не координировать, то отслеживать этот процесс, Я. Брейкшс надеялся собрать в одном месте хотя бы какую-то часть школьного инвентаря, чтобы вывезти его в пункт назначения Ростов-на-Дону. Но 21 июля 1915 года, находясь в городе Великие Луки, он получил известие, что здание Мангальской школы уничтожено пожаром, и скончался от инфаркта.
Сын Я. Брейкшса, Эрих-Максис Брейкшс (1882-1970), окончил Одесскую морскую школу и сразу же сам приступил к преподавательской работе в Мангальской. Во время Первой мировой войны оказался в эвакуации: сначала в Ростове-на-Дону, затем - в Геленджике. Вернувшись в 1920 году в Латвию, Э.-М. Брейкшс преподавал в морской школе им. К. Валдемара географию, навигацию, лоцию и морскую бухгалтерию, корреспонденцию и морскую торговлю. В 1939 году он эмигрировал в Германию, а затем - в Англию.

Три поколения семьи Брейнкопф

История активного участия Брейнкопфов в морских походах, можно сказать, шла по нарастающей: представитель каждого последующего поколения поднимался на ступеньку выше в своем образовании и соответственно в карьере.
Родоначальником этой мореходной династии был капитан-практик, рыбак и судовладелец Клавс Брейнкопф (1825-1900). Построив парусник Mercur, он в 1882 году стал его капитаном, а в 1884-м - совладельцем. Впоследствии К. Брейнкопф был совладельцем парусника Mars (построен в 1890 году), капитаном и совладельцем парусника Moses.
Дидрикис Брейнкопф (1850-1925), сын К. Брейнкопфа, получил систематическое образование и в 1876 году - диплом штурмана ближнего плавания. В разные годы он был совладельцем парусных судов Mercur, Mars и Waronis, а с 1898 года - владельцем и капитаном парусника Alcor.
Сын Д. Брейнкопфа, капитан дальнего плавания и преподаватель морского дела Аугустс Брейнкопф (1888-1970) сделал заметную карьеру уже в советские времена. Кажется удивительным, что в этом ему не помешала анкета, которую испортило "чуждое" социальное происхождение из семьи судовладельцев. Но, возможно, "компетентные органы" приняли во внимание то обстоятельство, что его род восходит фактически к пролетариям: в конце концов, его дед был рыбаком и всего добился своим собственным трудом.
Диплом капитана А. Брейнкопф получил в России и с 1927 года работал в торговом флоте СССР. В 1928 году А. Брейнкопф стал штурманом знаменитого ледокола "Красин", впоследствии - его капитаном. Он принимал участие в арктической экспедиции по поискам пропавшей команды генерала Умберто Нобиле, вылетевшей к Северному полюсу на дирижабле "Италия", в 1936 году водил советские корабли, доставлявшие военные грузы испанским республиканцам. Во время Второй мировой войны А. Брейнкопф был направлен на работу в Каспийском море, в послевоенные годы (1950-1956) преподавал в Рижском мореходном училище. Его успешная карьера была отмечена двумя орденами Ленина.
Владимир ОРЕХОВСКИЙ

ЧАС

Понравилось? Поделись!
   



Эту новость просмотрели 1806
 

Комментатор: (Мск)

Добавить комментарий
Автор (Ник)
Комментарий


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь
Зарегистрироваться
предыдущаяследующая назад
 

ИА "Тихоокеанский вестник"
« 2009 г. »
« май »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31


.: Сегодня: 4.07.2022 :.
.: Регионы :.
+Эксклюзив
+Камчатский край
+Дальний Восток и Сибирь
+Россия
+Мировые новости
.: Реклама :.



     вверх