English version
на Камчатке: 14.02.2025 
 
на главную



  ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
  8 924-890-67-19 NEW!
  E-mail @
  8 984-165-44-27 для MMS
  (фото и видео)



  РЕЙТИНГ
  лидеров рыбной
  отрасли России



  ДИКИЕ ЛОСОСИ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  и н т е р н е т - м у з е й
  WWW.FISHMUSEUM.RU



  информационный портал
  КАМЧАДАЛЫ.РУ



  ПРОБЛЕМЫ
  ОТРАСЛИ



  БИЗНЕС


  доска бесплатных
  ОБЪЯВЛЕНИЙ



  ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
  БАЗА



  ИСТОРИЯ
  СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ



  НАУКА ДЛЯ РЫБАКОВ


  СОХРАНИМ ЛОСОСЬ
  ВМЕСТЕ



  БИБЛИОТЕКА


  архив газеты
  "ТИХООКЕАНСКИЙ
  ВЕСТНИК"



  ФОРУМ


  ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ


  ПРОЕКТ ПРООН/ГЭФ

гл. редактор сайта - info@npacific.kamchatka.ru
администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru



последние комментарии

(все комментарии)












при использовании
на сайтах
оригинальных материалов
Рыба Камчатского края
активная ссылка на
www.fishkamchatka.ru
ОБЯЗАТЕЛЬНА

администратор сайта - admin@fishkamchatka.ru,
тел. 8 (4152) 251927
(с 9:30-18:00 П-Кам).
Факс 8 (4152) 417-553






обмен банером




Камчатский Краевой фестиваль "Сохраним лососей ВМЕСТЕ"
.: в этот день... :.
В 1930 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР создано Всесоюзное Государственное объединение рыбной промышленности и хозяйства "Союзрыба" Наркомторга СССР

Новости


Эксклюзив



15 мая 2009

Что день грядущий готовит отрасли?
(обзор публикаций в СМИ)

18 мая Президиум Правительства РФ планирует обсудить комплекс мер по развитию рыбохозяйственного комплекса, в основе которых будет лежать следующее:
- развитие береговой инфраструктуры;
- обновление промыслового флота
- таможенно-тарифная политика по государственному регулированию импорта-экспорта рыбы и рыбопродукции.
Этот комплекс мер уже прошел практически все этапы обсуждения и одобрен комиссией во главе с первым вице-премьером Виктором Зубковым, поэтому, скорее всего, он получит одобрение.
Но это вовсе даже не значит, что в результате принятых решений будут развиваться российские рыбные окраины и береговые предприятия. Мы, на Камчатке, уже пожинаем печальный опыт - введение обязательной нормы сдачи уловов прибрежного рыболовства на территорию субъекта Российской Федерации совершенно никаким образом не отразилось на береговой инфраструктуре Камчатского края, потому что не выполняется главное условие - рыба НЕ ПОСТУПАЕТ на берег и рыбоперерабатывающие предприятия стоят без работы.
А идея с созданием региональных оптовых рыбных рынков, о которых недавно еще так много говорилось, ушла, как это у нас водится, когда "пахнет деньгами", в "рыбацкое" ПОДМОСКОВЬЕ.

Оптовый рыбный рынок России разместится в Подмосковье

Оптовый рыбный рынок России разместится в Подмосковье. О таких планах рассказал сегодня председатель комитета по рыболовству России Андрей Крайний.
- Мы хотим по примеру Испании построить большой крытый оптовый рынок для рыбы и морепродуктов в Подмосковье, где любая российская рыболовецкая или перерабатывающая компания смогут реализовать свою продукцию напрямую, - сказал Андрей крайний. - Там же будут стоять холодильники, небольшая рыбная фабрика, для того, чтобы покупатели - владельцы магазинов, кафе, ресторанов - могли попросить приготовить простейшую продукцию типа филе. В Испании на таком рынке, который считается одним из самых крупнейших в мире, реализуется более 10 тысяч тонн продукции в сутки. Мы присмотрели такое место под Москвой, где есть железнодорожная станция, и рядом аэродром, автодорога рядом - МКАД.
По словам Андрея Крайнего, возможно, эту идею удастся реализовать уже в 2008 году.
Руководитель инвестиционно-аналитической группы "Норге-Фиш" Тимур Митупов отмечает, что организация такого рынка, позволит улучшить логистику, увеличить переработку и реализацию рыбопродукции, привить культуру потребления качественной рыбопродукции и морепродуктов, при этом Митупов Тимур акцентирует внимание и на то, что Московский регион является основным транзитным центром, через который ежегодно проходят до 50 процентов объемов или около 350 тыс. импортной рыбопродукции и морепродуктов. Таким образом, организация специализированного рынка необходима так же и для развития инфраструктуры.
По данным Инвестиционно-аналитическая группа "Норге-Фиш", Правительство Санкт-Петербурга также планирует к 2011 году организовать пять специализированных рыбных рынков в Петербурге. Самым крупным рыбным рынком-терминалом станет площадка возле акватории Невской губы между железнодорожными станциями Горская и Лисий Нос в Приморском районе. Похожий объект должен также появиться в Пушкине в промзоне Восточная, предполагаемая площадь участка - около 5 га., где планируют не только продавать, но и разводить и перерабатывать рыбу элитных сортов. Как минимум еще один может быть построен в Московском и Красногвардейском районах - он будет иметь имиджевое значение. Кроме собственно рынка там планируется разместить два рыбных ресторана.
Источник: foodnewstime.ru
Поэтому и идея создания ОАО "Русский холод", в рамках очередного комплекса мер по развитию рыбной промышленности России и наполнению внутреннего рыбного рынка дешевой рыбой, которое объединит сеть холодильных установок на пути следования рыбопродукции из прибрежных регионов в центральные районы России настораживает рыбопереработчиков Камчатки: не получится ли в итоге совсем плохо - будет создана централизованная система по переброске дальневосточной рыбы-сырца, в том числе и из уловов прибрежного рыболовства, не пропущенной на экспорт в страны АТР в связи с повышением таможенных пошлин на вывоз необработанной рыбы, то есть будет создан коридор по поставкам этого сырца в Подмосковье и другие внутренние российские регионы для глубокой переработки. А Камчатский край и другие дальневосточные регионы, как были сырьевым придатком метрополии, так им и останутся - и на ближайшую, и на дальнейшую перспективу.
Вообще, у экспертов складывается впечатление, что в России начался процесс национализации (на самом деле - государственной капитализации) рыбной промышленности в тех ее сферах, которые обеспечивают сверхдоходность отрасли - в посреднических схемах на пути от вылова рыбы до ее продажи. И создание по инициативе Росрыболовства сети фирменных магазинов "Океан" очень хорошо укладывается в эту схему. И "рыбные" дни. И даже идеология "возрождения" потребления русской рыбы русским (чуть не написал советским) народом. И политика "удушения" импорта рыбы. И призыв к возврату в страну необработанной рыбы для отечественного производителя рыбопродукции. И на словах все, вроде как, верно…
А НА ДЕЛЕ? А на деле во все это что-то плохо верится, когда стоят без рыбы камчатские береговые заводы, когда рыбопереработчики завалили Росрыболовство и Генеральную Прокуратуру требованиями об исполнении Федерального Закона о поставках уловов прибрежного рыболовства на берег…
Так какой берег собираемся мы развивать?
Увы, из Москвы виден только берег московский…
А ведь дела в рыбной отрасли страны обстоят весьма и весьма неважно. Рыбацкий берег и на Севере, и на Каспии, и на Дальнем Востоке влачит самое жалкое существование. Рыбная отрасль Россия не способна конкурировать с ведущими рыбоперерабатывающими государствами мира.
Об этом говорят и сами советники Федерального агентства по рыболовству, разрабатывающие стратегию и идеологию преобразования рыбопромышленного комплекса страны, - например, член Общественного Совета при Федеральном агентстве по рыболовству Тимур Митупов, возглавляющий инвестиционно-аналитическую группу Союза предприятий рыбного хозяйства и аквакультуры "Рыбный союз" и ГК "Хладопродукт".

Оптимизм и пессимизм рыбалки 2009 года

Инвестиционно-аналитическая группа Союза предприятий рыбного хозяйства и аквакультуры "Рыбный союз" и ГК "Хладопродукт" провели исследование по поводу перспектив развития рыбного рынка и импортозамещения России. В настоящее время емкость отечественного рыбного рынка составляет около 4,2-4,5 миллиона тонн рыбопродукции и морепродуктов, при этом 1,3-1,5 миллиона тонн это импортная продукция. Таким образом, доля импортной рыбопродукции составляет около 33 процентов в общем объеме емкости рынка.
… неэффективность отечественной промышленности обусловлена низкой конкурентоспособностью продукции, предприятий, и всей рыбной отрасли. Высокая доля импорта в структуре потребления, с одной стороны, и существующая в мире долгосрочная тенденция к глобализации рынков - с другой, указывают на неизбежность обострения конкуренции и необходимость выхода отечественных производителей на уровень международных мировых стандартов.
…Сегодня в современном глобализирующемся мире - формирование и повышение конкурентоспособности предприятий рыбопромыслового и рыбоперерабатывающего сектора экономики выступает одной из основных задач ведущих "рыбных" иностранных государств. В основе их деятельности лежат инновационные воздействия, базирующиеся на применении прогрессивных технологий, новых методов организации производства, активном маркетинге и реализации конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынках. Надо отметить, что некоторые наши рыбные компании предпринимают попытки, и небезуспешные, выхода на довольно сложный европейский рынок рыбной продукции. Между тем, все же в XXI веке, в силу ряда политических, экономических и других причин последнего времени, наш рыбный экспорт по существу состоит на 80-85 процентов из сырья, а не переработанной и готовой рыбопродукции.
Несомненно, что дальнейший прогресс в развитии рыбной отрасли России возможен только при широкомасштабном использовании нововведений, внедряемых во все звенья производственной и социально-экономической сферы деятельности предприятий и отрасли в целом…
…Надо разобраться в реальной - среднерыночной минимальной закупочной цене на импортную рыбопродукцию и морепродукты
Дело в том, что российский предприниматель, осуществляющий импорт в "белую", покупает у иностранного производителя-поставщика продукцию и декларирует эту стоимость на таможне. Стоит отметить, что факторы, влияющие на стоимость продукции, можно сгруппировать следующим образом: макроэкономические и микроэкономические, внешние и внутренние, объективные и субъективные, случайные и детерминированные. Это рыночный процесс, при этом рыночная конъюнктура носит объективный характер. Поскольку необходимость пропорционального развития общественного производства является не временным, а постоянно действующим фактором, то его влияние на определение стоимости является также постоянно действующим и изменяющимся. Это не логика, а объективный факт функционирования рыночной экономики. По таким причинам присущие динамично развивающейся рыночной экономике отпускные цены у иностранного производителя - поставщика рыбы и рыбопродукции, включая влияние мирового кризиса, изменения конъюнктуры рыбного рынка, благоприятной или плохой промысловой обстановки или выращивания рыбы, производства или перепроизводства рыбопродукции и т.п.- зачастую повышаются или снижаются.
Между тем, при декларировании российским импортером-предпринимателем на таможне рыбопродукции, если у импортера цены от иностранного контрагента ниже, чем принятые во внутренних ведомственных инструкциях у Федеральной таможенной службы, то в этом случае органами таможенной службы проводится корректировка таможенной стоимости до принятого ими уровня, вследствие этого у добросовестного импортера возникает переплата в части таможенных платежей (НДС и таможенной пошлины). Добиться импортером возмещения переплаты таможенных платежей можно только в судебном порядке. Однако в правоприменительной практике и юридическом разбирательстве этот процесс досконально не отрегулирован.
Для российских предпринимателей, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, необходимо принятие юридического процессуального регламента об упрощении процедуры - доказательства контрактной цены на продукцию от иностранных производителей-поставщиков рыбы и морепродуктов. Например, если предприниматель подает полный пакет документов, включающий экспортную декларацию, прайс-лист иностранного контрагента (прямого поставщика-производителя), внешнеторговый контракт, экспертное заключение специализированного независимого (государственного/негосударственного) экспертного предприятия по мониторингу и анализу внешнеторговой цены и т.п., то это является определением реальной таможенной стоимости провозящего им товара. Решение этого вопроса позволит добросовестному импортеру не переплачивать на таможне таможенные пошлины и НДС.
…Надо отметить, что работа с импортной продукцией включает в себя целый комплекс мероприятий, в том числе для этого необходимо: провести анализ рынка, структурировать и сегментировать рынок, оценить и спрогнозировать ситуацию с собственным обеспечением отечественного вылова/производства и изменением конъюнктуры рынка, т.е. выявить существующий и ожидаемый дефицит или "профицит", спрос/снижение объемов и цен на продукцию; по имеющимся различным источникам информации необходимо определить и проанализировать уровень отечественных и мировых цен на ту или иную рыбопродукцию и ее заменители; изучить фирменную структуру рынка, т.е. выявить круг потенциальных покупателей и потенциальных конкурентов; изучить условия работы на рынке: межправительственные соглашения, регулирующие ввоз/вывоз товара, систему государственного регулирования внешней торговли в стране-экспортере, а также особенности внутреннего законодательства в отношении нерезидентов, тарифы на транспортные услуги, страхование и другие существенные условия; выбрать формы и методы работы на изучаемом рынке, провести рекламные мероприятия; определить диапазон и оптимальный уровень импортной цены; разослать коммерческие предложения потенциальным продавцам, заключить импортный контракт и приступить к его исполнению.
Вот тот неполный перечень работ, который проводит импортер перед совершением внешнеторговой операции.
…На фоне принятой правительством РФ Концепции и Федеральной программы развития рыбохозяйственного комплекса на период 2009-2013 г.г. и принятия президентом России Дмитрием Медведевым продовольственной Доктрины по продовольственной безопасности страны, "Рыбный союз" призывает всех участников рыбацкого сообщества и импортеров к открытому диалогу по проблематике развития рыбного рынка, повышения конкурентоспособности нашей продукции, импортозамещения и, в целом, обеспечения и достижения продовольственной безопасности страны по рыбе.
Итогом диалога должен быть Меморандум участников рыбного рынка, который будет нацелен на выработку согласованных и совместных эффективных и конструктивных действий по достижению одной из главной цели продовольственной Доктрины - достижение доли отечественной рыбы и рыбопродукции на внутреннем рынке не менее 80 процентов.
… важнейшими направлениями экономического развития России является формирование цивилизованного рынка, необходимости формирования цивилизованных рамок сотрудничества между всей цепочкой бизнес-процессов от рыбопромысловика или импортера до производителя и ритейла. "Рыбный союз" призывает выработать комплексную программу по развитию и формированию прозрачности рыбного бизнеса, "обеления" импорта, мер и конкретных действий по созданию конкурентоспособности отечественной рыбопродукции, соблюдению стандартов качества и безопасности и технического регламента по выпуску, способствованию организации и функционирования рыбных бирж, логистической инфраструктуры, рыбных оптовых рынков и специализированных магазинов, налаживанию тесных контактов между представителями рыбных компаний и торговли.
Надо понимать, что рыбный рынок нуждается не только в защите, но и в активном взаимодействии участников рыбного рынка по функционированию и развитию рыбного рынка в условиях свободного рынка и добросовестной конкуренции.
Из интервью.
- Сейчас разрабатывается проект закона о техническом регламенте на рыбную продукцию. Есть ли там подводные камни? Насколько при разработке закона учитывается мнение самих игроков и экспертного сообщества?
- Основная цель регламентов - защита прав потребителей через обеспечение их безопасной и качественной продукцией, соответствие продукции качественным и количественным параметрам и стандартам, упрощение административных барьеров для производителей. Принятие регламента позволит установить требования к безопасности рыбной продукции, а также продуктов питания на рыбной основе. Это позволит защитить здоровье граждан и не позволит недобросовестным предприятиям манипулировать с содержанием и качеством продукции.
Росрыболовство подготовило согласованный с профильными государственными ведомствами технический регламент "Рыба, нерыбные объекты промысла и продукты их переработки. Производство и обращение". Документ планируется внести в Госдуму до 15 декабря 2008 года.
Я предполагаю, что после принятия техрегламента и отработки системы и механизмов внедрения, отслеживания и контроля произойдет резкая дифференциация цен с падением цен на некачественную и стабилизацию на качественную рыбопродукцию, в особенности на продукты глубокой переработки.
Между тем у меня вызывают серьезные опасения способности нашей рыбопромышленности и рыбопереработки обеспечить неукоснительное исполнение техрегламента. Чаще всего основной объем рыбопереработки и производства происходит на рыболовецких судах, у которых материально-техническая часть и оборудование изношены на 70%. Линии и технологии производства морально и физически устарели, а уровень использования береговых объектов рыбоперерабатывающего производства и модернизация действующих производств высокотехнологическими линиями в целом по стране остается низким. К тому же производственные мощности (из-за сезонности вылова, переработки на судах, неустойчивости и нестабильности поставок качественного сырья и т.п.) задействованы не на полную мощность и в среднем достигают 40%. Следовательно, у меня вызывают большие сомнения возможности и готовность большей части наших рыбоперерабатывающих предприятий выпускать качественную и соответствующую всем стандартам техрегламента продукцию.
В целом на российском рыбном рынке основные проблемы безопасности и качества рыбопродукции заключаются в следующем:
• нарушение санитарных норм и правил при транспортировке и хранении;
• заражение рыбопродукции болезнетворными бактериями и возбудителями болезней, превышение нормативов САНПиН по содержанию микроорганизмов из-за несоблюдения санитарно-гигиенических правил;
• обман покупателей - подмена при продаже одной рыбы (филе) на другую, также под видом дорогой рыбы продают дешевую;
• несоответствие стандартам безопасности, в том числе по органолептическим показателям, то есть по запаху, цвету и вкусу. Продукция продается с большим содержанием воды (с повышенным содержанием глазури до 40 вместо 2%) и может иметь влагоудерживающие компоненты.
- Дает ли экономический кризис новый шанс вашей отрасли?
- Мировой кризис начал негативно отражаться на отечественных рыбных компаниях. По сути, кризис ликвидности и банковского кредитования рыбного сектора фактически перекрыл возможность кредитоваться и рефинансировать свои долги. Ставки по банковским кредитам и услугам значительно возросли, что повлекло за собой возросшую стоимость обслуживания долга.
Острый дефицит внутренних финансовых ресурсов ставит рыбные компании в неблагоприятные условия на рынке кредитных ресурсов, при которых кредитование с расплатой выловленной рыбой превращается, во-первых, в форму переориентации товарных потоков на внешний рынок, во-вторых, в канал изъятия финансовых ресурсов. В особенности на фоне кризиса ликвидности и просрочек оплаты за товар следует моральный кризис доверия, который способствует дестабилизации функционирования всех бизнес-процессов - от вылова до конечного потребителя. Он еще опаснее. На данный момент многие рыбные компании и импортеры отпускают продукцию в предоплату, естественно, это снижает уровень объемов поставок рыбы конечному потребителю, вызывает в конечном итоге дефицит и приводит к росту цен.
Таким образом, по мере углубления финансового кризиса объективно снижается выбор и объемы поставок продукции. О значимости возникших барьеров свидетельствует динамичный рост объема импорта на 15%, удовлетворяющего растущий внутренний спрос даже на те виды рыбопродукции, которые вылавливает или производит Россия.
- Что нужно сделать, для того чтобы цена на топливо для судов находилась бы в справедливой корреляции с ценой на нефть? В чем вы видите причину нынешней ситуации: недостаток конкуренции, монополизм "своих" топливозаправщиков, отсутствие интереса к этому бизнесу со стороны крупных государственных компаний? Что нужно сделать, чтобы привлечь к этому бизнесу ту же "Роснефть"?
- Опережающий рост цен, особенно на топливо и другие ресурсы, обуславливает рост издержек рыбных компаний, занятых промыслом и переработкой рыбы. Необходимо отметить, что переломить ситуацию с обновлением производственных мощностей рыбохозяйственного комплекса без соответственной государственной поддержки в ближайшее время не удастся. Надо отметить, что государственное субсидирование цен на топливо рыбакам на данный момент прорабатывается Росрыболовством для представления правительству. У аграриев субсидии уже есть. Стоит отметить, что рост цен на топливо наряду с другими причинами в целях окупаемости расходов способствует отказу от вылова низкорентабельных видов рыб (сельдь, путассу, камбала, килька и т.п.) и вылова высокорентабельных. Это, безусловно, вызывает дефицит "народной" рыбы и наносит удар по социальным и неимущим слоям населения.
Да, на рынке топлива присутствует недостаток конкуренции. Нефтяному бизнесу нужны гарантии со стороны государства и экономические выгоды в рыбном бизнесе, для этого необходимо создать прозрачность рыбного бизнеса и экспертам показать потенциал рыбного рынка.
- Согласны ли вы с тем, что рыбакам нужны особые налоговые льготы, например по аналогу с единым сельхозналогом у прочих аграриев?
- Да, безусловно. Переход на уплату единого сельхозналога (ЕСХН) снизит налоговую нагрузку и позволит активизировать инвестиционный процесс в отрасли. Налоговая нагрузка на отрасль в настоящее время превышает 35%. По расчетам Всероссийского института экономики рыбного хозяйства, перевод отрасли на уплату ЕСХН позволит увеличить инвестиции в основные фонды с 1,7 млрд руб. в 2006 году до 8 млрд руб. в 2009 году, 15 млрд руб. в 2010 году и 25 млрд руб. в 2011 году.
ЕСХН позволит направить часть средств в обновление производственных фондов без привлечения государственных средств, компенсировать затраты на материально-техническое снабжение, что в свою очередь также способно положительно повлиять на громадный пласт проблем, связанных с кадровым обеспечением, занятостью отрасли и сохранением присутствия в стратегически важных для страны регионах России.
- Каковы перспективы обновления рыболовного флота в свете сокращения кредитных ресурсов? Видите ли вы сокращение программ ремонта, покупки новых судов игроками рынка?
- На данный момент в рыбной отрасли используются морально устаревшие суда, которые в рыночных условиях ограничивают возможности их эффективной промысловой работы, особенно за пределами исключительной экономической зоны России. В результате основная часть флота сосредоточена в исключительной экономической зоне России и близлежащих районах на добыче наиболее рентабельных объектов промысла водных биологических ресурсов.
Одним из элементов адаптации рыбопромыслового флота к изменениям условий его функционирования стала его территориальная передислокация. Промысел в отдаленных районах связан с дополнительными издержками, поэтому, стремясь сократить затраты, рыбопромысловые организации сосредоточили свой флот преимущественно в исключительной экономической зоне РФ, что сопровождается переориентацией на объекты промысла. В связи с этим резко возросла добыча ценных пород рыб и образовался значительный объем невостребованных рыб, промысел которых при сложившихся условиях становится низкорентабельным.
В этих условиях сформировалась диспропорция между производительностью отдельных судов, участвующих в промысле, и выделенными им квотами на вылов. Неполная загрузка мощностей судов делает неэффективной эксплуатацию даже наиболее современных судов, стимулирует незаконный промысел, что отрицательно сказывается на обновлении флота и береговых производственных мощностей, производительности труда, качестве производимой продукции, уровне издержек производства и, следовательно, конкурентоспособности рыбопродукции.
Конечно же, в связи с кризисом остро станут проблемы с обеспечением финансирования, выдачей долгосрочных кредитов на строительство и модернизацию флота. Уже сейчас рыбный бизнес пересматривает стратегические планы, сокращает и приостанавливает инвестиционные планы и проводит оптимизацию и реструктуризацию бизнеса.
Однако не будем забывать, что в этом году принята Концепция развития рыбохозяйственного комплекса до 2020 года и Федеральная целевая программа на период 2009-2013 годы, где заложено около 62 млрд руб., включая на строительство флота для государственных нужд 15,2 млрд руб., строительство и модернизацию рыбопромысловых судов 11,3 млрд руб.
В целом мероприятия по данному направлению предполагают строительство 27 научно-исследовательских судов, восьми судов для целей воспроизводства рыб, двух патрульных судов и 208 моторных лодок и малых плавательных средств с целью обеспечения государственного контроля в области охраны.
- Почему проблема браконьерства освещается в СМИ, так сказать, волнами - то об этом пишут все, то, как теперь, очень немногие. Ситуация в самом деле иногда улучшается или кампании в СМИ также носили заказной характер?
- По экспертным оценкам, ежегодно Россия теряет за счет незаконного вылова и вывоза рыбной продукции за рубеж до 1 млрд долл. Эта проблема усугубляется наличием коррупции, либеральности нашего законодательства в борьбе с браконьерством, множественными реорганизациями Росрыболовства, нехваткой патрульных судов, низкой численностью рыбоохраны и слабой технической ее оснащенностью.
Из более 5 тыс. судов рыбопромыслового флота, ведущих промысел в российских водах, более 20% осуществляют промысел с различными нарушениями. Для обеспечения выполнения мероприятий по контролю промысла необходимо увеличение патрульных судов для обеспечения государственного контроля. Это в федеральной программе заложено. Во внутренних водах проблема обстоит с малой численностью рыбоохраны. Так, сейчас приходится около 4 тыс. км водного участка на одного рыбинспектора.
С 2009 года все морепродукты, добытые в исключительной экономической зоне России, будут проходить российское таможенное оформление. Кроме того, при поставке рыбы на территорию страны рыбак платит меньшую ставку за пользование водными биоресурсами, при поставке на экспорт - большую. В Росрыболовстве завершилась работа по распределению квот добычи рыбы на десять лет. Ранее состоялось конкурсное распределение рыбопромысловых участков на 20 лет. Промышленное рыболовство страны наконец-то получает продолжительный горизонт планирования, а следовательно, инвестиционно привлекательные правила игры.
Наступило время, когда не возвращаться с уловом или не декларировать его становится себе дороже, потому что это нарушение правил рыболовства. По факту это уже будет контрабанда, потому что закон обязывает явиться в российский порт. И если вы этого не сделали, то Росрыболовство имеет право изъять у нарушителя разрешение на вылов или отнять квоту. Судите сами, это страшнее любых экономических и административных санкций, потому что компания по существу лишается бизнеса.
- Насколько отрасль испытывает давление государства? Не окажется ли после кризиса, что государство попытается усилить контроль над отраслью под предлогом "платы за оказание финансовой помощи"? Или оно не окажет такую помощь?
- Современное состояние основных фондов рыбного комплекса не позволит добиться удвоения объема вылова и производства рыбы в течение ближайших десяти лет. Ежегодный объем инвестиций в отрасль составляет всего лишь около 2,5 млрд руб. Между тем рыбная отрасль отнесена к стратегическим отраслям, составляющим экономическую и продовольственную безопасность страны. Водные биоресурсы принадлежат государству, так что контроль со стороны государства будет всегда. Другой вопрос, каким образом это будет происходить, через процедуру внешнего управления, создания госкорпораций и т.п. Не исключаю, что в данных условиях и ситуации с кризисом это необходимо.
В принятой Федеральной целевой программе развития рыбохозяйственного комплекса на период 2009-2013 годы объем финансирования в рыбную отрасль составит около 62 млрд руб.
В октябре 2008 года, находясь с рабочей поездкой в Калининграде, руководитель Росрыболовства Андрей Крайний сообщил, что планирует в ближайшее время привлечь кредиты на общую сумму 150 млрд руб. на развитие рыбной отрасли. Есть договоренности с Россельхозбанком, Внешэкономбанком и Газпромбанком.
- Известна проблема разницы в цене между ценой от переработчика и ценой на прилавке. Считаете ли вы, что государство должно административным путем ограничивать торговую наценку на рыбу, на все сорта или на некоторые?
- Да, считаю. Необходимо вводить регулирование торговой наценки на социально значимые, "народные" и не дорогие сорта рыб (сельдь, килька, салака, пикша, камбала, скумбрия). Считаю, что необходимы организация и функционирование оптовых рыбных рынков, возрождение социальных магазинов с ассортиментом и по типу "Океана". Этому способствует организация рыбных бирж и отлаженный механизм транспортировки и доставки грузов с Дальнего Востока.
- Будут ли банки принимать в качестве залога квоты на лов рыбы?
- Пока банки рассматривают и выдают кредиты по залог высоколиквидных активов, в нашем случае под здания, суда, оборудование или товар на основании конкретных документов, имеющих за собой материальное обеспечение. Квоты для банков не являются видом обеспечения. Не факт, что рыбаки, имея квоты, не могут их полностью освоить из-за многих факторов, таких как неблагоприятная промысловая обстановка и т.п. Поэтому это высокорисковый "нематериальный актив" (сезонность вылова, колебание цен, особые условия хранения и реализации, трудность проведения анализа рынка - нет открытого доступа к истории-статистики вылова на определенном участке, динамики отечественных и мировых цен и т.п.) как вид обеспечения, и на будущее это будет только в виде большого плюса при положительном принятии решения, но не как конкретный залог.
- Рынок Дальнего Востока сильно зависит от рынка Китая и Японии. Но что мешает нашим рыбакам самим диктовать, хоть отчасти, условия для этих стран, если они не могут обойтись без наших биоресурсов?
- Стоит отметить, что общая политика государств АТР была нацелена в правовом межгосударственном поле на освоение биоресурсов и участие их капитала в нашем рыбодобывающем комплексе, и бизнес стран АТР активно вкладывали финансовые средства в наши рыбопромысловые компании, входили соучредителями рыболовецких компаний, иностранные банки кредитовали наших рыбаков под будущий улов, а наши рыбаки порой бесконтрольно перегружали улов в море либо, заходя в иностранные порты, в кэш продавали уловы и т.п. От этого во многом страдала наша экономика, включая снижением добавочной стоимости от переработки и реализации рыбопродукции, недополучения налоговых и социальных платежей и т.п. Сейчас государством предпринимаются действенные шаги по регулированию и решению этих проблем на государственном и межгосударственном уровне. Например, повышаются пошлины на импорт продукции, применяются новые таможенные правила: при ввозе рыбы действует минимальная таможенная ставка, а при вывозе максимальная, вводится механизм "одного окна" при выгрузке и оформлению вылова в портах, сокращаются процедуры и срок оформления рыболовецких судов. Появились правовые и экономические стимулы доставлять отечественными рыбаками уловы на российский берег.
- Что есть самое большое зло или несправедливость в отношении государства к отрасли?
- В период с начала 2006 года, когда у государства сформировалась открытая позиция по кардинальным преобразованиям в рыбной отрасли, и начались положительные изменения в области рыболовства, продиктованные временем и национальными интересами. Между тем остаются проблемы, которые надо решать. Отмечу основные:
• создание государством условий, а бизнесу возможностей по увеличение объемов поставок рыбы и море¬продуктов на внутренний рынок;
• борьба с браконьерством;
• модернизация рыболовецкого флота, портов и припортовой инфраструктуры. Отлаживание механизма прин¬ципа "одного окна" при оформлении рыбы в портах;
• введение системы биржевой торговли. Решение проблем с кадрами, технологиями, программным обеспечением, регламентов и механизмов функционирования рыбной биржи;
• борьба с коррупционными схемами на всей цепочке бизнес-процессов - от вылова, выгрузки в порту, хранения и транспортировки до прилавка магазина;
• снижение железнодорожных тарифов на перевозку рыбы;
• достижение консенсуса государства с сетевым ритейлом, включая регулирование отпускной цены на рыбопродукцию;
• восстановление инфраструктуры рыбопереработки и системы подготовки кадров;
• стимулирование научных разработок во всех областях рыбной отрасли и сохранение запасов водных биоресурсов.
Государство пришло к осознанию того, что необходимо способствовать развитию рыбной отрасли, но этот процесс потребует времени, долгосрочного финансирования, а самое главное - вызовет немало трудностей и проволочек при реализации программ развития рыбохозяйственного комплекса на местах.
Но чрезмерное госрегулирование опасно следующими последствиями:
• опасность появления тенденции вмешательства государственных чиновников в определение списков участников рынка, в особенности импорта;
• опасность появления тенденции со стороны государственных чиновников вмешиваться в процесс реализации продукции, указания кому продавать продукцию;
• опасность монополизации определенной группой компаний импорта рыбопродукции и морепродуктов.
Необходимо понимать, что на данный момент импорт рыбопродукции необходим, так как восполняет и удовлетворяет потребности рыбного рынка прежде всего по тем видам рыбопродукции, которые мы самостоятельно не можем в достаточных объемах выловить или вырастить на предприятиях аквакультуры и марикультуры.
В диалоге между государством, представителями рыбной отрасли и общественности наиболее оптимальным, на мой взгляд, инструментом является расширение контактов и форм сотрудничества государства, общественных, научных представителей и бизнеса. Для этого недавно был создан консультативно-совещательный орган - Общественный совет при Федеральном агентстве по рыболовству
Одними из основных задач совета должны стать контроль за выполнением Федеральной целевой программы развития рыболовства, участие в совершенствовании правового регулирования и оперативное информационно-аналитическое освещение достигнутых результатов, проблем и путей развития рыбной отрасли России.
С сайта "Мурманский бизнес-портал", 2008 г.
www.fishkamchatka.ru

Понравилось? Поделись!
   



Эту новость просмотрели 2909
 

Комментатор: (Мск)

Добавить комментарий
Автор (Ник)
Комментарий


* Для комментирования, пожалуйста, авторизуйтесь
Зарегистрироваться
предыдущаяследующая назад
 

ИА "Тихоокеанский вестник"
« 2009 г. »
« май »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31


.: Сегодня: 13.02.2025 :.
.: Регионы :.
+Эксклюзив
+Камчатский край
+Дальний Восток и Сибирь
+Россия
+Мировые новости
.: Реклама :.



     вверх